30.10.2013
На днях суд отказал в иске к 15-ому отряду федеральной противопожарной службы по Ленинградской области одной местной фирме, которая хотела обязать спасателей передавать извещения о пожаре по ее коммерческой технологической схеме, используя ее оборудование. Суд не согласился с истцом, отметив в решении, что если пожарные не хотят больше работать с фирмой, то имеют полное право. Основания для этого - Федеральный закон №123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Федеральный закон №126 "О связи" и ведомственный приказ № 743 МЧС России от 28.12.2009 года.
Это решение суда по, казалось бы, малозначительному частному иску, на самом деле, затрагивает саму суть организации противопожарного дела в нашей стране и должно иметь глобальные последствия. Суд, если говорить простым языком, постановил следующее - коммерческие посредники в противопожарном деле вне закона.
Кто же хотел зарабатывать на горе людей и возможно ли такое вообще? Как оказалось, не только возможно, но и общепринято. Расхожее мнение о том, что тревожный сигнал после возникновения пожара идет сразу на пульт "01", до недавнего времени не соответствовало действительности.
В стране работали и продолжают работать частные охранные организации и мониторинговые компании, причем их много, которые оказывали и зачастую продолжают оказывать услуги по передаче сигнала о пожаре не напрямую в пожарную часть, а через свои мониторинговые центры и за это взимают деньги. То есть они используют свои технические гаджеты и системы, чтобы ретранслировать сигнал бедствия на пульты МЧС, являясь посредниками между МЧС и, скажем, больницей.
Стоит подобная коммерческая деятельность государству недешево - примерно 10 миллиардов рублей ежегодно. Но деньги деньгами, а проблема заключалась еще и в том, что увеличенная цепочка прохождения сигнала приводила к сбоям, ложным срабатываниям и тому, что сигнал тревоги доходил не мгновенно, а с задержками, а в некоторых случаях и вообще не доходил до пожарных
Эта удручающая картина выяснилась после проверок МЧС по итогам нескольких крупных пожаров на социально значимых объектах. Итогом проверок стало принятие руководством ведомства решения о создании собственной бесплатной системы автоматической передачи сигнала о пожаре по закрытому радиоканалу Минобороны напрямую в пожарную часть без посредников. Система получила наименование "Стрелец Мониторинг" и была принята на снабжение приказом №743.
Как сказано в решении суда, который длился ровно год: "Непосредственной целью приказа МЧС № 743 является материально-техническое обеспечение избранной МЧС России технологической схемы передачи извещения о пожаре, которая позволяет, во-первых, максимально сократить время реагирования подразделений пожарной охраны на извещение о пожаре, во-вторых, обеспечивает автоматический вызов подразделений пожарной охраны с объектов системы социальной защиты населения без участия персонала объектов и каких-либо посредников".
Для чего суду понадобилось подробное исследование и растолкование нормативной законодательной базы МЧС по противопожарной безопасности? Все дело в том, что по мере того, как региональные подразделения МЧС начали внедрять систему "Стрелец", стало расти и противодействие со стороны фирм-посредников, которые лишались своего куша. Они стали использовать все возможные методы, чтобы остаться у кормушки. Например, стали жаловаться в антимонопольную службу на производителей "Стрельца", на то, чтобы признать приказ МЧС противоречащим закону "О конкуренции". Ну и, в частности, стали обращаться в суды, используя собственное толкование законов, регулирующих противопожарную деятельность. Причем, коммерсанты торопились, поскольку закон ФЗ №123, в котором четко предусмотрено, что посредников при передаче сигнала о пожаре с социальных объектов быть не должно, вступит в силу только в июле будущего года.
Но они не учли важного момента, что их деятельность незаконна, независимо от вступления в силу ФЗ №123, поскольку, подключаясь к "Стрельцу-Мониторингу", посредники присоединяют свою сеть связи к сети спецсвязи МЧС. И помимо того, что это запрещено законом "О связи" №126, подобное подключение представляет собой в прямом смысле угрозу национальной безопасности. Из-под контроля МЧС выводятся все подключенные социальные учреждения и объекты с массовым пребыванием людей, поскольку посредник сам решает передавать сигнал о пожаре в пожарную часть или нет. А где гарантия, что подобное посредничество не приведет к диверсиям и резонансным трагедиям, если учесть, что многие больницы и дома престарелых зачастую располагаются в деревянных постройках?
И это не пустая страшилка, поскольку в ходе судебного разбирательства вскрылись правовые уловки посреднических фирм. Оказывается они, зарабатывая на школах и больницах деньги, еще и обезопасили себя от возможных исков и претензий хитрыми пунктами в заключенных договорах, не гарантируя доставку сигнала и не неся ответственности, если сигнал не пройдет по причине поломки их собственного оборудования.
Суд этот момент также отметил, хотя питерская фирма, подавшая иск, и не оспаривала закон "О связи" № 126. Отстаивая свое право на посреднические услуги, фирма использовала в вольной трактовке лишь приказ МЧС №743, что мол да, МЧС хоть и приняла на вооружение "Стрелец-Мониторинг", но не запретила подключаться к нему другим системам фирм-посредников.
Суд же постановил, что этот вопрос находится исключительно в компетенции самого МЧС. По идее, после такого решения суда, работой посреднических фирм должны бы заинтересоваться правоохранительные органы, ведь суд явно намекнул на мошенничество со стороны фирм, которые деньги берут, а за доставку сигнала SOS не отвечают.
Пока же пожарные рады, что хоть один вопрос с претензиями в их адрес закрыт. Но фирм-посредников по стране много. И недавние трагедии в больницах в Дмитровском районе и Новгородской области доказывают, что проблема не решена. А те, кто ретранслировал сигнал, до сих пор продолжают свою деятельность.
По материалам:
Российская газета