28.10.2013 Развитие добровольных пожарных дружин является одним из ключевых направлений обеспечения противопожарной безопасности на территории Дагестана. Географические особенности региона подтверждают острую необходимость создания добровольных пожарных формирований, которые бы смогли защитить от огня населенные пункты, обеспечить от разгула огненной стихии жителей городов и сел, особенно в высокогорной части республики. О работе по организации добровольных пожарных обществ в Дагестане рассказал в интервью агентству "Интерфакс-Юг" заместитель начальника по ГПС главного управления МЧС РФ по республике Дагестан полковник внутренней службы Мартин Маммаев.
- Как организована работа по развитию пожарного добровольчества в Республике Дагестан, каких результатов уже удалось добиться?
- Прежде всего хотел бы отметить, что принятие Федерального закона "О добровольной пожарной охране" позволило придать новый импульс в работе по организации добровольных пожарных дружин в Республике Дагестан. Дело в том, что добровольные пожарные в нашей республике осуществляли свою деятельность и до принятия названного закона. Однако, отсутствие соответствующего правового поля, определяющего правовые основы создания и деятельности добровольной пожарной охраны, права и гарантии деятельности общественных объединений пожарной охраны и добровольных пожарных, отношения добровольной пожарной охраны с органами государственной власти, органами местного самоуправления ограничивало взаимодействие Государственной противопожарной службы с данным видом пожарной охраны.
После принятия указанного закона в республике создана и зарегистрирована в территориальном органе Минюста России по Республике Дагестан региональная общественная организация "Добровольная пожарная охрана Республики Дагестан". Она имеет отделения в каждом муниципальном образовании Дагестана, которые совместно с муниципальными органами, уполномоченными на решение задач в области пожарной безопасности, начальниками гарнизонов пожарной охраны осуществляют свою деятельность по привлечению населения к участию в предупреждении и тушении пожаров и реализации первичных мер пожарной безопасности на соответствующих территориях. Иными словами, структура организации определена исходя из однородности социальных проблем муниципальных образований Республики. Высокий уровень дотационности бюджетов, пока не позволяет оказывать ощутимое содействие добровольной пожарной охране в плане ее материально-технического обеспечения и стимулирования труда добровольных пожарных.
Следует отметить, что в Совет организации входят ветераны пожарной охраны, чей опыт и знания в работе с населением по вопросам обеспечения пожарной безопасности наиболее востребованы.
На республиканском уровне приняты нормативные правовые акты, предусматривающие меры социальной защиты добровольных пожарных и членов их семей. Проводится работа с органами местного самоуправления по принятию нормативных актов по созданию условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах. Ставится задача по созданию подразделений добровольной пожарной охраны во всех социально значимых учреждениях и организациях независимо от форм собственности.
Результатом проделанной главным управлением МЧС России по Республике Дагестан методической и организационной работы за истекший период является обретение 22 тыс. жителями республики, изъявившими желание принять участие в предупреждении и тушении пожаров, статуса добровольных пожарных и определенной социально-правовой защищенности.
- С какими проблемами сталкивается пожарное добровольчество в республике?
- Как уже было отмечено, основной проблемой пожарного добровольчества является низкий уровень развития экономики республики, что не позволяет оказывать содействие в техническом оснащении подразделений добровольной пожарной охраны и стимулировании труда добровольных пожарных. Наряду с этим существует и проблема низкой правовой культуры, не только населения, но и должностных лиц органов местного самоуправления, организаций.
Как известно, создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах в соответствии со ст. 19 Федерального закона "О пожарной безопасности" отнесено к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности в границах городских и сельских населенных пунктов. Ст. 37 названного же закона определена обязанность руководителей организаций – содействовать деятельности добровольных пожарных. Если соответствующими должностными лицами игнорируются указанные нормы закона, то дальнейшее развитие добровольной пожарной охраны только лишь усилиями МЧС России, на мой взгляд, невозможно.
- Не являются ли подобные нарушения со стороны указанных должностных лиц основанием для привлечения их к административной ответственности?
- Разумеется, являются. Данные требования пожарной безопасности носят социальный характер и их соблюдение для соответствующих должностных лиц также обязательно, как, например, соблюдение соответствующих технических требований к путям эвакуации из зданий.
Если руководитель организации проводит противопожарную пропаганду, обучает своих работников мерам пожарной безопасности, вносит в коллективный договор вопросы пожарной безопасности (допустим, дополнительный оплачиваемый отпуск работникам – добровольным пожарным до десяти дней), содействует деятельности добровольных пожарных, то это означает, что в организации создаются специальные условия социального характера, направленные на снижение уровня пожарной опасности. На уровне муниципальных образований в республике такая работа проводится, например, в Кизляре и Кайтагском районе.
Предпочтение необходимо отдавать не "репрессивным" мерам, а стимулированию выполнения полномочий и соблюдения соответствующих требований закона в полном объеме.
- Скажите, пожалуйста, каким образом можно стимулировать деятельность органов местного самоуправления по реализации ими полномочий в области обеспечения пожарной безопасности, в целом, и содействия деятельности добровольных пожарных, в частности?
- Прежде всего, необходим анализ выполнения органами местного самоуправления функций в области обеспечения пожарной безопасности, предусмотренных ст. 19 ФЗ "О пожарной безопасности".
МЧС России, как федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности, вправе разработать критерии оценки деятельности органов местного самоуправления в этой области, предусмотрев балльную систему оценки, исходя из максимальной оценки в 10 баллов по каждому направлению. Либо необходимо определить максимальное количество баллов по направлению в зависимости от его значимости на определенном этапе.
Кроме того, таким же образом возможна оценка деятельности органов местного самоуправления и в части выполнения возложенных на них функций в области гражданской обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения безопасности людей на водных объектах.
Словом, каждое муниципальное образование субъекта РФ будет занимать определенное место в вопросах обеспечения безопасности жизнедеятельности населения. При подробном освещении этой работы в средствах массовой информации, с одной стороны, будет стимулировать должностных лиц органов местного самоуправления на качественное выполнение возложенных на них функций, а с другой - они вправе рассчитывать на поддержку со стороны органов государственной власти субъекта как при формировании бюджета субъекта в части финансовой поддержки территорий, так и решении других вопросов, в том числе формирование резерва управленческих кадров для субъекта.
МЧС России имеет опыт проведения конкурсов на лучшее муниципальное образование в субъекте РФ. Но для того, чтобы поднять эту работу на качественно новый уровень необходимо, на мой взгляд, перейти от оценок "готов к выполнению задач" "ограниченно готов к выполнению задач" и "не готов к выполнению задач" к балльной системе оценки их деятельности и составлению рейтинга муниципальных образований субъекта РФ.
А если именно так же оценивать работу муниципальных образований по другим социально значимым направлениям их деятельности, координация которых осуществляется территориальными органами управления федеральных органов исполнительной власти, то республиканское МВД – в вопросах привлечения населения к мероприятиям по обеспечению общественного порядка, ФСБ – по профилактике терроризма и экстремизма и т.д. Это предоставит возможность оценить качество работы руководства муниципального образования с населением в целом.
- Если говорить о лучшем муниципальном образовании в вопросах поддержки добровольных пожарных, то какое муниципальное образование Вы могли бы назвать?
- Среди сельских поселений – это село Губден Карабудахкентского района. Добровольная пожарная команда данного поселения, являющаяся одной из лучших на территории Северо-Кавказского Федерального округа, вот уже 25 лет самостоятельно тушит пожары как в самом селе, так и на прилегающих лесах, в сложных в криминогенном отношении условиях.
Следует сказать и о создании в данном поселении условий для забора воды для тушения пожаров из источников наружного водоснабжения. Рельеф местности (разница высоты над уровнем моря резервуара-накопителя и системы водоснабжения составляет 30-60 метров) позволяет обеспечивать не только забор воды из системы, но и необходимое для тушения небольших возгораний давление.
Можно признать состоявшейся и боеспособной добровольную пожарную команду села Косякино Кизлярского района, занявшую второе место на соревнованиях среди добровольных пожарных команд Северо-Кавказского Федерального округа в 2013 году. При поддержке главного управления МЧС России по РД и главы МО "село Джавгат" Кайтагского района создана и полноценно функционирует добровольная пожарная команда в названном селе.
Отрадно признать, что для отдельных глав поселений вопрос создания добровольной пожарной команды, создания условий для их функционирования становится делом престижа. Их готовность выставить команду для участия в соревнованиях и завоевания первого места вызывает чувство уважения.
В 2014 году главное управление МЧС России по РД намерено провести соревнования среди добровольных пожарных команд республики и на региональные соревнования направить команду, занявшую первое место.
- На Ваш взгляд, имеется ли необходимость внесения каких-либо изменений в нормативную правовую базу, регламентирующую деятельность добровольной пожарной охраны? Жизнь, как говорится, вносит свои коррективы…
- Действительно, практика показывает, что внесение отдельных поправок в ФЗ "О добровольной пожарной охране" сняло бы определенные затруднения в работе с пожарным добровольчеством.
В соответствии с ч. 2 ст. 10 ФЗ "О добровольной пожарной охране": "Добровольными пожарными могут быть физические лица, достигшие возраста восемнадцати лет и способные по состоянию здоровья исполнять обязанности, связанные с участием в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ. Состояние здоровья добровольных пожарных определяется в соответствии с порядком, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности".
Следует признать, что данная норма закона на сегодняшний день практически не действует. Разработка же названного порядка приведет к излишним для добровольных пожарных или объединений пожарной охраны расходам, что в конечном итоге может привести к значительному снижению количества добровольных пожарных.
Если же говорить о создании, например, в образовательном учреждении добровольной пожарной дружины, то состояние здоровья работников этих учреждений известно, подвергать их дополнительным обследованиям нет необходимости. Что касается состояния здоровья добровольных пожарных, привлекаемых к тушению пожаров, то оно может быть определено в соответствии со ст. 21 названного закона в рамках профессиональной подготовки работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных.
Так, из 22 тыс. добровольных пожарных Республики Дагестан в составе добровольных пожарных команд проходят службу 160 добровольных пожарных, остальные – в составе добровольных пожарных дружин. На мой взгляд, и требования к состоянию здоровья в зависимости от того, состоят они в командах или дружинах, должны быть отличны.
- Каким Вы видите конечный итог деятельности добровольных пожарных?
- Быть добровольным пожарным – это гражданская позиция человека, заслуживающая уважения. В обществе необходимо создавать благоприятную атмосферу для соблюдения правил безопасности во всех ее сферах – пожарная, общественная, дорожного движения, на водных объектах и т.д. Государство не в состоянии создавать, например, подразделения ГПС для тушения пожаров в каждом населенном пункте. Но оно создает правовые и экономические предпосылки для привлечения органами местного самоуправления населения к выполнению этих задач. Конечный результат во многом зависит от того, насколько объемно реализуются ими свои полномочия, насколько развиты элементы гражданского общества в том или ином муниципальном образовании. Для Республики Дагестан, в целом, неукоснительное снижение количества пожаров и объема потерь от них – результат работы добровольных пожарных в том числе.http://www.interfax-russia.ru/South/exclusives.asp?id=445774