28.08.2013 Столичные власти подготовят поправки в ряд строительных норм и правил (СНиП), касающиеся пожарной безопасности и гражданской обороны, а также регламентирующие создание безбарьерной среды для инвалидов. Об этом «Известиям» рассказал и.о. главы Москомстройинвеста Константин Тимофеев. По его мнению, существующие СНиПы необходимо сделать «более логичными»:
— По правилам в каждом капитальном гараже должны быть парковочные места, которыми могут пользоваться только инвалиды. Но эти места не всегда занимаются и, получается, простаивают пустыми. Изменив СНиПы, мы сможем разрешить пользоваться такими парковками гражданам без инвалидности, при этом приспособленность здания для маломобильных групп не изменится.
Тимофеев добавил, что оптимизировать надо и правила пожарной безопасности.
— Арендатор, снявший цокольный этаж, не имеет сейчас права сделать лестницу на первый этаж, ему необходимо делать отдельный выход на улицу. Это очень большие затраты, которые снижают привлекательность цокольного помещения, но не влияют на пожарную безопасность здания, — пояснил чиновник.
Исполняющий обязанности главы Москомстройинвеста подчеркнул, что оптимизация СНиПов не должна сказаться на общем уровне безопасности и комфорта граждан. Однако такие шаги снизят стоимость строительства и привлекут инвесторов. Например, ранее и.о. заммэра по вопросам градостроительной политики Марат Хуснуллин заявлял, что город планирует отказаться от строительства объектов гражданской обороны на новых станциях метрополитена. Это позволит снизить стоимость строительства метро.
Ведущий научный сотрудник Центрального научно-исследовательского и проектного института по градостроительству Александр Стрельченков согласен, что многие московские градостроительные нормы требуют уточнений:
— Например, в профильных документах есть требование, чтобы в общественных зонах были обустроены специальные туалеты для людей с ограниченными возможностями. Но там не прописано конкретно, на какой площади, сколько этих туалетных комнат должно быть. Эти неточности дают строителям возможность схитрить.
Эксперт подчеркнул, что сейчас проблема в том, что большинство мер по обеспечению безбарьерной среды носят только рекомендательный, а не обязательный характер. Это, по его словам, было бы хорошо исправить в процессе оптимизации СНиПов. Но сложность заключается в том, что внесение этих требований в нормативные документы встречает сильное сопротивление со стороны строительного сообщества.
Заслуженный архитектор России, глава «Моспроекта-5» Сергей Ткаченко отметил, что в случае оптимизации СНиПов проектировщикам и строителям станет «проще работать». Однако архитектор отметил, что «безопасность и комфорт стоят дорого» и хороший дом всегда создавать затратнее, чем барак.
— В конце 70-х годов прошлого столетия были ужесточены СНиПы по безопасности после сильного пожара в гостинице «Россия», — рассказал Ткаченко. — Возможно, уже пришло время отказаться от превентивных мер по безопасности или облегчить их, если сегодня пожарные подразделения уверены, что могут компенсировать их модернизированным техническим оборудованием.
В то же время он отметил, что существующие СНиПы по созданию безбарьерной среды в городе недостаточно эффективны.
— Россия вступила в ВТО, поэтому нормативы придется «дотягивать» до мировых стандартов, в том числе расширять сектор того, что застройщики обязаны сделать для обеспечения комфортного передвижения людей с ограниченными возможностями, — сказал заслуженный архитектор.
Историк архитектуры Алексей Клименко в целом поддержал идею модернизации СНиПов.
— Большинство нормативов было прописано еще в советское время, за эти годы представления о комфортности жилья как у архитекторов, так и у горожан изменились, а нормативы остались. В частности, это сдерживает внедрение инновационных методов строительства, — отметил эксперт.
Однако, по словам Клименко, важно проконтролировать, чтобы изменения в СНиПы были сделаны с участием экспертного сообщества, а не под давлением девелоперов и строительных компаний.
— Снижать уровень пожарной безопасности и уменьшать число возможных выходов при эвакуации людей во время пожара в домах категорически нельзя. Подобные меры, конечно, могут удешевить стоимость строительства, но эта экономия в случае ЧС может сыграть роковую роль для жителей, — подчеркнул эксперт.http://izvestia.ru/news/556141