06.08.2013 «Экстренную психологическую помощь можно сравнить со скорой медицинской – чем быстрее она будет оказана, тем больше шансов, что пострадавший сохранит свое психическое здоровье», - с этих слов начался наш разговор с психологом отдела обеспечения работы с кадрами, воспитательной работы и психологического обеспечения ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Иркутской области» Еленой Кихтенко. В 2012 году она была награждена дипломом I степени и получила звание «Лучший психолог по Сибирскому федеральному округу».
- Этот конкурс, безусловно, был важным этапом в моей профессиональной деятельности, но все-таки мы, психологи МЧС, подтверждаем профессионализм в первую очередь в чрезвычайных ситуациях, работая на месте трагедии, куда выезжаем вместе со спасателями. И одно из основных направлений, по которым работает психологическая служба нашего ведомства – оказание помощи людям, попавшим в стрессовую ситуацию. Второе направление – психологическое обеспечение профессиональной деятельности специалистов МЧС, оно не менее важно и не менее востребовано.
- В нашей стране в отличие от Запада, где психологическое сопровождение – неотъемлемая часть жизни граждан, только-только начинают приходить к тому, что, действительно, следует прибегать к психологической поддержке именно квалифицированного специалиста. Не отвергается ли ваша помощь?
- В ней нуждается подавляющее большинство пострадавших людей, их родные и близкие. Однако степень необходимого участия разнится в каждом конкретном случае, в работе с каждым конкретным человеком. Некоторым достаточно информационной поддержки, кто-то нуждается в серьезной коррекционной работе. На первом этапе помощь направлена на то, чтобы дать человеку возможность правильно пройти все этапы стрессового состояния.
- Но ведь чрезвычайная ситуация – по своей природе далека от понятия «нормальная»…
- Конечно, и это учитывается! Если мы не говорим о грубой психологической патологии, то все реакции, которые человек испытывает в этот момент – это нормальная реакция на ненормальную ситуацию. В медицине и психологии такое состояние принято называть «острым стрессовым расстройством», а выражается это истерикой, паникой, гневом, злостью. Зачастую в такой ситуации человека захлестывают эмоции, и он не знает, как совладать с ними – на помощь приходит психолог. Специалисты нашей службы помогают человеку найти ресурс, который станет источником для дальнейшей жизни. Я еще раз хотела бы подчеркнуть важность оказания помощи в как можно более короткие сроки после трагических событий. Это помогает предотвратить развитие тяжелых последствий в будущем и сохранить психическое, психологическое, личностное здоровье человеку, помогает избежать возможной «психологической инвалидизации», депрессивных состояний, соматических тенденций.
- Расскажите о том, каким профессиональным психологическим заболеваниям подвержены сотрудники силовых ведомств?
- Есть такое понятие как мониторинг психологического состояния личного состава, который позволяет выявить, например, симптомы посттравмы или признаки профессионального выгорания. Последнее характеризуется отсутствием эмпатии, а если человек не может сопереживать – кого и как он будет спасать? Мы учим, как в стрессовых ситуациях не терять самообладание и контролировать не только свое эмоциональное состояние, но и состояние пострадавших. Проводим занятия с диспетчерами, которым нельзя реагировать и срываться на «пустые» звонки и баловство по телефону. В целом, медико-психологическая реабилитация тех, кто проходит через «ад на земле» по долгу службы, не просто формальность, а необходимость.
- Наверное, такая же необходимость, как и обязательное психологическое тестирование перед приемом на работу в МЧС?
- Безусловно. Есть определенные критерии оценки психологической готовности и степени нервно-психической устойчивости, и если человек им не соответствует, ему откажут в приеме на работу. Ведь она связана с риском для жизни, а это значит, что в экстренной ситуации сотрудник должен быть готовым к решительным действиям и не поддаваться панике. Например, пожарные работают в сложных условиях в звеньях, минимум по три человека, и от действия одного зависит жизнь остальных. К слову, жаждущим адреналина в систему МЧС тоже вход заказан: человек должен психологически быть готовым к риску, но именно к мотивированному риску.
- За годы работы в МЧС вам приходилось выезжать на многие происшествия, соприкасаться с человеческим горем – эмоциональная нагрузка колоссальная! Психологи помогают людям, а кто помогает им?
- Коллеги! Сборы психологов позволяют обмениваться опытом, проводить психорегуляционные мероприятия, кроме того задействуются реабилитационные комплексы. Мы действительно помогаем друг другу в повседневной жизни, в нашем коллективе сложился здоровый микроклимат, и мне очень импонирует то, что мы правильно воспринимаем и конструктивную критику, и добрую иронию, и, порой, снимаем перенапряжение юмором. Есть принцип соблюдения психогигиены: если есть возможность, нужно «отдышаться», а потом снова оказывать помощь. В стрессовых ситуациях, как никогда, человек должен чувствовать тепло и поддержку. Пусть она будет выражена и косвенно: можно просто за плечо подержать, подать кружку чая или воды. Но это должно быть от чистого сердца - неискренность может только оттолкнуть.
Мы работаем в «острый период», и в этом смысле наша служба сравнима со службой «Скорой помощи». Но, конечно же, есть люди, состояние которых требует долгой планомерной работы. У нас есть партнеры – муниципальные городские психологические центры, и в случае необходимости именно эти центры принимают у себя тех, кому психологическое сопровождение необходимо на более длительный период.
Евгения Щукина,
пресс-служба ГУ МЧС России по Иркутской области