15.06.2013
28 мая 2013г. МЧС России подписано информационное письмо за исх. № 43-2284 «О порядке организации передачи сигналов о ЧС и пожарах в подразделения федеральной противопожарной службы», в соответствии с которым (цитаты):
- «ПАК «Стрелец-Мониторинг», функционирующий с использованием выделенного МЧС России радиоканала, обеспечивает не только мониторинг состояния защищаемых объектов и автоматический вызов подразделений пожарной охраны при возникновении техногенной чрезвычайной ситуации на объекте, но и оповещение о возникшей чрезвычайной ситуации персонала объекта, проживающего (находящегося вблизи) аварийного объекта населения»;
- «Вызов подразделений пожарной охраны от центров технического обслуживания (далее - мониторинговые центры) в автоматическом режиме посредством IP-канала нецелесообразен и должен быть организован посредством телефонной речевой связи через диспетчера центра технического обслуживания (мониторингового центра) и диспетчера подразделения МЧС России. …. Иной порядок передачи сообщения о пожаре от центров технического обслуживания (мониторинговых центров) должен быть оформлен документально с указанием ответственного лица, принявшего решение».
Как видно, МЧС России не отвергает возможность передачи сообщений о пожаре на пультовое оборудование ПАК «Стрелец-Мониторинг» с мониторинговых центров, ограничивая только использование для этих целей IP-канал.
Не возвращаясь к проблемным вопросам, освещенным ранее в статьях «Конфликт интересов в ходе построения и развития пожарного мониторинга в Российской Федерации» и «Конфликт интересов в ходе построения и развития пожарного мониторинга в Российской Федерации. Оборотная сторона медали», попытаемся в данной статье рассмотреть, имеются ли различия при организации передачи сигналов о ЧС и пожарах в подразделения федеральной противопожарной службы по прямому бесплатному радиоканалу, выделенному МЧС России, или по общим каналам связи через центры технического обслуживания (далее - мониторинговые центры), в чем эти различия, а также оценить названные способы передачи извещений о пожаре на их соответствие федеральному законодательству, устанавливающему правовые основы деятельности в области связи на территории Российской Федерации.
1.РАДИОКАНАЛ, ВЫДЕЛЕННЫЙ МЧС РОССИИ
Схема передачи сигналов о ЧС и пожарах в подразделения федеральной противопожарной службы по прямому бесплатному радиоканалу,
выделенному МЧС России
Примечание: ДДС – дежурно-диспетчерская служба
АПС – автоматическая пожарная сигнализация
Рассматривая данную схему, необходимо учитывать нижеследующее.
В 2010 году Министерство обороны России выделило МЧС России радиочастоты «…для разработки и использования радиосистемы передачи извещений «Стрелец-Мониторинг».
В соответствии со статьей 16 Федерального закона «О связи» от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ (далее – Федеральный закон «О связи») данные радиочастоты относятся к сети связи специального назначения, предназначенной для нужд органов государственной власти, нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка.
В целом порядок использования радиочастот, относящихся к сети связи специального назначения, регламентирован «Правилами подготовки и использования ресурсов единой сети электросвязи Российской Федерации в целях обеспечения функционирования сетей связи специального назначения», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2006 г. № 103.
В частности, порядок использования радиочастот, выделенных МЧС России, регламентирован письмом МЧС России от 2010 года и Методическими рекомендациями по использованию комплекса «Радиоволна» от 2012г.
Из порядка использования радиочастот, выделенных МЧС России, следует, что:
- радиосеть для передачи сигналов извещений принадлежит территориальному органу МЧС России и не может использоваться для возмездного оказания услуг связи;
- использование радиочастот не по назначению, а также передача их в пользование другим вневедомственным организациям категорически запрещены.
Таким образом, организации, заключившие с объектом защиты договор на эксплуатационно-техническое обслуживание объектовой станции ПАК «Стрелец-Мониторинг», не имеют право включать в данный договор услугу по передаче извещений о пожаре с объекта защиты в ДДС подразделения федеральной противопожарной службы, так как названная услуга осуществляется непосредственно подразделением федеральной противопожарной службы, эксплуатирующим пультовое оборудование ПАК «Стрелец-Мониторинг», автоматически по прямому бесплатному радиоканалу МЧС России.
Аналогично, организации, осуществляющие эксплуатационно-техническое обслуживание пультового оборудования ПАК «Стрелец-Мониторинг»,
не имеют право включать в договоры, заключаемые в соответствии с письмом МЧС России от 2011г. с территориальными органами МЧС России или их подразделениями,
оказание услуги по приему и отработке извещений о пожаре, поступивших в ДДС подразделения федеральной противопожарной службы, так как это
государственная функция территориального органа МЧС России и его подразделений,
осуществляемая на безвозмездной основе.
При соблюдении перечисленных требований деятельность организаций, осуществляющих эксплуатационно-техническое обслуживание пультового и объектового оборудования ПАК «Стрелец-Мониторинг», ни коем образом не может быть отнесена к деятельности по возмездному оказанию услуг связи, которая в соответствии со ст. 29 Федерального закона «О связи» может осуществляться только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи.
Контроль за соблюдением порядка использования радиочастот, выделенных МЧС России, в том числе и за соблюдением организациями, осуществляющими эксплуатационно-техническое обслуживание пультового и объектового оборудования ПАК «Стрелец-Мониторинг», должны осуществлять, в первую очередь, территориальные органы МЧС России, которым эти радиочастоты принадлежат, принимая все меры по устранению выявленных нарушений в пределах своей компетенции, вплоть до отключения объектов защиты от пультового оборудования ПАК «Стрелец-Мониторинг» и расторжения договоров с организациями, осуществляющими эксплуатационно-техническое обслуживание пультового оборудования ПАК «Стрелец-Мониторинг».
2. ИНОЙ ПОРЯДОК ПЕРЕДАЧИ СООБЩЕНИЯ О ПОЖАРЕ
ОТ МОНИТОРИНГОВЫХ ЦЕНТРОВ
Схема передачи сигналов о ЧС и пожарах в подразделения федеральной противопожарной службы от мониторинговых центров
По представленной схеме:
-объект защиты является
пользователем услугами связи, т.е. лицом, заказывающим и (или) использующим услуги связи;
- мониторинговый центр пытается выступить как, во-первых, оператор выделенных сетей связи, предназначенных для возмездного оказания услуг электросвязи ограниченному кругу пользователей или группам таких пользователей и, во-вторых, как пользователь услугами связи в сети общего пользования.
При этом мониторинговый центр не учитывает, что в соответствии с Федеральным законом «О связи» передача сигналов о пожаре, поступивших в мониторинговый центр по выделенным каналам связи, в автоматическом режиме по сетям связи общего пользования в ДДС подразделения федеральной противопожарной службы подразумевает присоединение выделенных мониторинговому центру сетей связи к сетям связи общего пользования.
В то же время в соответствии со статьей 14 Федерального закона «О связи» выделенные сети связи, предназначенные для возмездного оказания услуг электросвязи ограниченному кругу пользователей или группам таких пользователей, не имеют присоединения к сети связи общего пользования.
Выделенные сети связи
могут быть присоединены к сети связи общего пользования
только при условии их перевода в категорию сети связи общего пользования, если выделенная сеть связи соответствует требованиям, установленным для сети связи общего пользования. При этом выделенный ресурс нумерации изымается и предоставляется ресурс нумерации из ресурса нумерации сети связи общего пользования.
Таким образом, из вышеизложенного можно сделать вывод, что организация передачи сигнала о пожаре по представленной схеме возможна только при условии, что оборудование, используемое мониторинговым центром, будет соответствовать требованиям, установленным для сети связи общего пользования.
В тоже время, как правило, мониторинговыми центрами на выделенных сетях связи используются различные радиоканальные системы передачи извещений («Дельта», «Андромеда», «Альтоника» и др.), которые не соответствуют требованиям, установленным для сети связи общего пользования.
Если даже предположить наличие такого соответствия, то мониторинговый центр автоматически будет исключен из процесса передачи сигнала о пожаре, так как выделенные ему сети связи должны переводиться в сети связи общего пользования, а для их использования мониторинговому центру необходимо получить соответствующую лицензию как оператору универсального обслуживания.
Дополнительно необходимо отметить, что оказание услуг связи операторами выделенных сетей связи также должно осуществляться на основании соответствующих лицензий, в пределах указанных в них территорий и с использованием нумерации, присвоенной каждой выделенной сети связи, что подтверждается Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 28.02.2006г. № 2-П и Определением Конституционного суда Российской Федерации от 02.06.2009г. № 851-О-О, согласно которым:
- решение государственной комиссии по радиочастотам о выделении полосы радиочастот соискателю лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи не является специальным разрешением на осуществление конкретного вида деятельности;
- деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи, под которой в соответствии с п.32 статьи 2 Федерального закона «О связи» понимается деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений.
Генерал-майор внутренней службы в отставке,
бывший первый заместитель начальника
Северо-Западного регионального центра
МЧС России (по ГПС),
кандидат технических наук
В.В. Кривошонок