14.06.2013 С начала пожароопасного сезона на территории Московской области (в этом году он наступил 1 мая) было зафиксировано менее двадцати очагов возгорания, которые были немедленно потушены. Тем не менее экологи и представители пожарных служб не исключают: аномальное повышение температур этим летом может привести к крупным лесным пожарам.
Серьезную опасность представляют и большие площади сухостоя в подмосковных лесах, накопившегося после ветровалов и эпидемии короеда-типографа, моментально превращающего живой лес в труху.
По данным Комитета лесного хозяйства, на сегодняшний день 43 тысячи гектаров леса поражены вредителем, а значит требуют вырубки: типограф моментально «заселяет» живую ель, и одно зараженное дерево представляет опасность для всех здоровых на расстоянии 300 метров.
Лесничие Орехово-Зуевского района, например, говорят о том, что в подконртольном им лесном массиве не осталось живой ели вообще.
— С мероприятиями по ликвидации вредителя областные власти сильно опоздали (эпидемия короеда началась еще в 2009 году) и сейчас остается ждать, когда нашествие типографа прекратится в результате природных факторов. При этом необходимо постоянно проводить санитарные рубки, а заниматься этим некому: пораженную древесину нельзя использовать в промышленных целях, а потому никакого экономического интереса для предпринимателя она не представляет. Найти подрядчика для этих работ довольно сложно, — говорит эксперт «Гринпис-Россия» Михаил Крейндлин.
В Комитете лесного хозяйства Московской области запоздалость санитарных работ объясняют отсутствием до 2012 года ведения лесного хозяйства как такового: именно тогда был образован Комитет, а Управление Лесного хозяйства Московской области было ликвидировано по причине неэффективности. Да и сейчас процесс приведения лесов в порядок идет медленно из-за пробелов в законодательстве.
— В плане на ближайший год вырубить всего 7800 га сухостойной древесины, форсировать события не удается из-за законодательных особенностей проведения государственных закупок: согласно № 94 ФЗ , на рассмотрение документов уходит до полутора месяцев. Не хватает и профессиональных лесничих, которые могли бы обеспечить весь комплекс работ: от лесопатологической экспертизы до восстановления лесов на территории рубок, — поясняет представитель Комитета Святослав Некляев.
Напомним, что расформирование лесхозов и сокращение штата лесников произошло в 2007 году, после принятия Лесного кодекса.
Пеняют лесничие и на особую ситуацию с арендаторами лесных территорий, которая сложилась в Московской области.
— Вся ответственность по ведению лесного хозяйства, согласно новому законодательству, была возложена на арендатора. Но в аренде от общей площади подмосковных лесов находится только 0,03 % (леса Московской области носят стаус защитных и должны передаваться в аренду исключительно для рекреационных целей). С 2012 года все санитарные, восстановительные и другие мероприятия по ведению лесного хозяйства находятся под контролем госслужб, – заявляют в Рослесхозе.
Впрочем независимые эксперты считают, что вклад арендатора в уход за лесом мог бы быть весомее.
— На практике сдача лесов в аренду для рекреационных целей часто оборачивается незаконным захватом земель, когда арендатор за взятку фактически приобретает участок для строительства. Речи о ведении лесного хозяйства в этом случае не идет. К тому же большие площади лесного массива до сих пор не поставлены на кадастровый учет, никаких операций с ними в этом случае проводить нельзя,– говорит руководитель программ лесного отдела «Гринпис-Россия» Антон Бенеславский.
Несмотря на то, что разобраться с сухостоем до наступления жары точно не удастся, областные власти просят не паниковать и быть сознательнее: самовоспламеняться мертвый лес не будет, 100 % пожаров происходит из-за «человеческого фактора».
— В этому году в основном выгорели территории, прилегающие к промышленным или сельскохозяйственным объектам, — говорит Святослав Некляев. — Пожары возникают исключительно по неосторожности людей. В этом году по сравнению с 2010-м в два раза увеличилась техническая база по пожаротушению, ведется как наземное, так и авиапатрулирование. А также вводится в строй система видеонаблюдения: видеооборудование устанавливается на противопожарные и вышки сотовых операторов, расположенные в лесной зоне. Все камеры объединят в одну сеть и будут управлять ими из единого центра.
Экологи же настроены не так оптимистично, отмечая, что принципиально ситуация улучшилась только в одном — от регионов стала поступать более точная и своевременная информация об очагах возгорания. А сухих дров стало больше, да и человеческая беспечность никуда не делась.http://www.novayagazeta.ru/society/58574.html