14.06.2013 Мы протестировали в реальных условиях огнетушители разных типов и объемов - произведенные и сертифицированные в Беларуси, а также штатный, которым комплектовался немецкий автомобиль 2008 года выпуска, - и выяснили, что в случае серьезного пожара под капотом они не помогут. "Наш" пожар победили только спасатели.
Для теста мы приобрели:
- огнетушитель порошковый массой тушащего вещества 1 кг (сделан в РБ) - 115 тыс. рублей;
- огнетушитель порошковый массой тушащего вещества 5 кг (сделан в РБ) - 215 тыс. рублей;
- огнетушитель углекислотный массой тушащего вещества 1 кг (сделан в РБ) - 270 тыс. рублей;
- огнетушитель углекислотный массой тушащего вещества 3 кг (сделан в РБ) - 350 тыс. рублей.
Также пришлось пожертвовать штатной комплектацией своего автомобиля - изъять и, как впоследствии оказалось, бесполезно истратить приехавший в багажнике с завода порошковый однокилограммовый огнетушитель французского производства.
Согласившийся показать пользователям AUTO.TUT.BY, как и чем тушить возгорание моторного отсека, помощник начальника Минского городского управления МЧС Виталий Дембовский внимательно рассматривал "импортного" участника теста:
- Выпущен в 2008-м, срок годности - до 2014-го... Ну хоть не просрочен, но особого доверия он мне не внушает. Посмотрим, не подведет ли...
В багажнике каждого автомобиля должны быть:
- огнетушитель;
- хлопковые (!) перчатки;
- инструмент для снятия клемм с аккумулятора или же кусачки для "перекусывания" проводов.
- Все это не должно быть разбросано по багажнику или салону - в критический момент вы потратите лишнее время на поиски. Лучше всего закрепить перчатки и инструмент на самом огнетушителе с помощью, например, обычного скотча, - советует Виталий Дембовский.
Если вы почувствовали в салоне запах тлеющей проводки, увидели дым - в салоне из дефлекторов воздуховода или же из-под капота - немедленно остановитесь, съедьте на обочину и выключите зажигание. Если из-под капота не вырывается открытое пламя, а виден только дым, можно, чуть приоткрыв капот, попробовать самому обнаружить источник задымления - возможно, перегрелся двигатель. На всякий случай Виталий Дембовский рекомендует снять клеммы с аккумулятора и вызвать эвакуатор - но вот огнетушитель может и не понадобиться.
Другое дело, если из-под капота выбивается пламя - здесь придется тушить.
Имитируем возгорание. Условия приближены к реальным - за исключением того, что под капотом нашего тестового автомобиля нет ни-че-го. Зато костер разводить удобно. "Пожар" устраивали серьезный: по словам спасателей, если уж возгорание началось, то распространяется и набирает силу оно молниеносно - машина полностью сгорает за считанные минуты, поэтому важно не терять времени.
- Капот резко не открываем, чтобы не получить ожоги! - предупреждает Дембовский. - Становимся к машине боком и начинаем медленно приоткрывать капот от себя. Именно приоткрывать - чтобы только образовались небольшие щели!
Начинаем с малого: 1-килограммовый порошковый огнетушитель. У нас, напомним, их два - белорусский и импортный.
- Именно такие - наверное, из-за компактности - наиболее популярны среди автолюбителей, - констатирует Дембовский.
Справятся ли? Первый, зашипев, подает струю порошка - и спустя полминуты заканчивается. Автомобиль горит. Второй пошел! Конец ему пришел так же быстро - и безрезультатно. Горим... Виталий хватает 5-килограммовый порошковый огнетушитель - и "добивает" пламя.
- А вот теперь пришло время снимать клеммы - чтобы предотвратить повторное возгорание, - советует Дембовский.
Вот так - через решетку - тушить НЕПРАВИЛЬНО: это в тестовом автомобиле за решеткой радиатора ничего нет и струя из огнетушителя попадает прямо в очаг возгорания... ...а вот так - ПРАВИЛЬНО: через щели приоткрытого капота, максимально точно направляя струю к очагу пожара
Итого: на тушение стандартного, по словам спасателей, возгорания моторного отсека понадобилось 7 кг специального порошка или три огнетушителя.
- 5-килограммового - используй мы его с начала возгорания - могло хватить и одного. Однокилограммовые же огнетушители, как мы с вами убедились, в данном случае вообще "ни о чем", - печально резюмировал представитель МЧС.
Новый пожар - и новые тестовые экземпляры: 1- и 3-килограммовые углекислотные огнетушители. Чтобы не загружать пользователей разъяснениями химических свойств одного и другого видов тушащего вещества в огнетушителях, скажем просто: в эффективность "углекислотников" представитель МЧС верил больше. И даже просил коллег "разжигать получше" - а то, мол, даже 1-килограммовый "малыш" с легкостью справится.
Вопреки ожиданиям "малыш" подвел - огонь хоть и не разгорался дальше, но стабильно горел. Берем 3-килограммовый "углекислотник"...
...но и он не справляется!
Итого: 4 килограмма действующего вещества углекислотных огнетушителей - ни вместе, ни по одному - с возгоранием в моторном отсеке не справились.
- Вот 5-килограммовик бы справился! - уверен Дембовский.
А мы зовем спасателей и убеждаемся: пена из пожарного рукава - вот где сила. Профессионалам понадобилось десять секунд для ликвидации огня.
- Именно поэтому водителю, обнаружившему возгорание в моторном отсеке, я бы рекомендовал в любом случае позвонить в службу "101" и обратиться за помощью к спасателям. А уж параллельно с ожиданием профессионалов пробовать справиться своими силами, - советует представитель МЧС. И резюмирует: - Ну что, убедились, что 5-килограммовые огнетушители, может, и "неудобные бандуры на полбагажника", как их характеризуют автовладельцы, зато единственные эффективные средства в борьбе с пламенем под капотом?..
http://auto.tut.by/news/exclusive/353228.html