14.06.2013 Официальная лесопожарная отчетность не только занижает масштабы лесных пожаров, но и запаздывает по сравнению с реальным развитием ситуации - что, естественно, ведет к несвоевременному принятию управленческих решений в сфере борьбы с лесными пожарами, и обуславливает низкую эффективность этих решений. В частности, решения о введении режима ЧС в связи с лесными пожарами и о переброске дополнительных сил федерального резерва принимаются не заблаговременно, когда на катастрофическое развитие ситуации еще можно как-то повлиять, а лишь тогда, когда катастрофа уже случилась.
До какой-то степени запаздывание официальной лесопожарной отчетности по сравнению с реальной ситуацией отражает сравнение данных дистанционного мониторинга пожаров (количества "термоточек") с официальными данными о площадях действующих лесных пожаров. Это сравнение дает не совсем однозначные данные, поскольку пройденные огнем внутренние части лесных пожаров уже не дают новых "термоточек", но входят в состав площади действующих пожаров. Однако, при быстром нарастании количества и площадей пожаров этот источник расхождений не столь важен, и пики количества термоточек по датам примерно соответствуют пикам горимости лесов. Соответственно, расхождения по датам, соответствующим пикам количества термоточек и пикам площадей действующих пожаров, примерно соответствуют запаздыванию лесопожарной отчетности по сравнению с реальной ситуацией.
Вот так выглядит сравнение данных о количестве термоточек, выявленных системой FIRMS на территории Республики Саха (Якутия) с 6 мая по 13 июня 2013 года включительно, с данными официальной отчетности по состоянию на 8 утра по московскому времени за соответствующие сутки (то есть на 15.00 по местному времени) - и то, и другое приводится в долях от максимального значения за весь период, для удобства сопоставления данных. Видно, что пики горимости лесов по данным официальной отчетности запаздывают по сравнению с пиками горимости лесов по данным системы FIRMS на 3-4 дня. Возможно, реальное запаздывание, с учетом всех возможных факторов (неполного совпадения отчетных суток с календарными, более медленного нарастания площадей действующих пожаров по сравнению с нарастанием выявляемых площадей активного горения, и т.д.) несколько меньше - 1-2 дня, но для быстро нарастающей пожарной опасности и этого много.
О реальной проблеме говорят и даты принятия важных управленческих решений. На схеме они обозначены цифрами: 1 - введение указом Президента Республики Саха (Якутия) от 30 мая 2013 года № 2086 чрезвычайной ситуации в связи с лесными пожарами в трех наиболее горящих районах; 2 - обращение Рослесхоза с рекомендацией республиканским властям о введении ЧС регионального характера в связи с лесными пожарами. Переброски дополнительных сил федерального резерва начались каждый раз с задержкой в дополнительные сутки (31 мая - 50 человек, и 13 июня - 100 человек).http://www.forestforum.ru/viewtopic.php?t=14982