24.05.2013 Профессор гидрометеорологического университета о том, какую мощность подземных толчков выдержат столичные высотки
В пятницу утром москвичи почувствовали отголоски мощного землетрясения, произошедшего в Охотском море. Жители сразу нескольких районов жаловались в МЧС на вибрацию в домах, сотрудников нескольких офисов на Лесной улице эвакуировали и отпустили домой. «МН» поговорили с профессором Российского государственного гидрометеорологического университета (РГГМУ) Валерием Малининым о том,стоит ли москвичам бояться подземных толчков и готова ли московская архитектура к сильному землетрясению.
— Насколько сильным может быть землетрясение в Москве?
— Москва может спать спокойно. Уверен, что москвичи это землетрясение почти не почувствовали. Толчки магнитудой один-два — это нормальное явление. Дело в том, что под Москвой находится прочная тектоническая плита. Самые опасные землетрясения происходят там, где есть разломы между тектоническими плитами. Здесь, на Русской равнине, под нами одна большая тектоническая плита. Максимум, что нам может грозить — это землетрясение магнитудой два-три. Это ерунда. А вот восемь — это достаточно много. Поскольку землетрясение произошло непосредственно в море, очевидно, должна быть волна цунами. Нужно ли ожидать разрушений, зависит от того, куда она двинулась. Учитывая, что море находится на отшибе, где нет крупных населенных пунктов, обойдется без последствий. А вот у берегов Сахалина разрушения могут быть.
Землетрясение произошло в Москве около 10 часов утра 24 мая. Как пишет РИА Новости, подземные толчки слабой силы чувствовались в центре, на юго-западе и северо-востоке Москвы. В районе метро «Белорусская» на Лесной улице из жилого дома и офиса компании «Ингосстрах» в общей сложности было эвакуировано около 850 человек. Серьезного ущерба зданиям и городской инфраструктуре землетрясение не причинило. О пострадавших от стихии не сообщается. Как сообщили в МЧС агентству Regnum, жители в основном жаловались на качающиеся в квартирах люстры.
Как сообщает МЧС, подземные толчки — отголоски землетрясения магнитудой 8,2, произошедшего в Охотском море на глубине более 600 метров.
— Землетрясение дошло и до других регионов России. Так, в Санкт-Петербурге, как пишет «Фонтанка.ru», прошла эвакуация в высотке страховой компании «РЕСО» на Гаккелевской улице. В Уфе из-за землетрясения эвакуировали офисный центр. Подземные толчки ощущались в Томске, Красноярском крае и Петропавловске-Камчатском.
— Почему землетрясение не спрогнозировали заранее?
— К сожалению, стихийные бедствия вообще очень сложно прогнозировать, это известная проблема. Как правило, все они случаются неожиданно. Но известно, что Охотское море, где сегодняшнее землетрясение началось, это опасный район и там должна работать система оповещения. Система должна была сработать буквально в течение нескольких часов, так что, думаю, обойдется без жертв и серьезных последствий.
— Что делать в случае землетрясения?
— Ну, даже если вы находитесь в высотном доме, у вас есть десять минут, за это время нужно срочно уйти на отрытый участок земли, чтобы в случае разрушения вас не завалило. Это, пожалуй, все, что можно сделать. Укрываться в подвалах бесполезно: если завалит, могут и не откопать. Так что те компании в Москве, которые эвакуировали всех сотрудников из офисных зданий, все сделали правильно. Они же не знают, насколько сейсмоустойчивы эти высотки.
— С архитектурной точки зрения Москва готова к сильному землетрясению?
— Все многоэтажные дома должны строиться так, чтобы у них был запас прочности, рассчитанный на землетрясение интенсивностью в четыре балла. Существуют определенные правила при строительстве, которыми пренебрегать нельзя. В 80-х во время землетрясения в Армении был разрушен целый город. Погибло множество людей, потому что дома строили не по правилам — где-то цемент не доложили, где-то нарушили технологию. Если при строительстве новых высотных зданий в Москве будут много воровать, это может быть чревато самыми серьезными последствиями во время следующего землетрясения.
Что же касается старых домов и памятников архитектуры, им ничего не грозит. Кремль стоит целехонек уже несколько столетий, хотя такие землетрясения были в Москве и раньше, это далеко не первое в истории города. Другие здания XVIII-XIX веков тоже ни разу не пострадали при землетрясении и скорее всего не пострадают.
Москвичи о землетрясении
Ксения Устинова:
— Я находилась на работе в офисе по адресу: Оружейный переулок, 15а, на 9-м этаже. В районе 10 часов утра мы с коллегами почувствовали сильные толчки: нас стало раскачивать, цветы на столах подпрыгивали, вода в стаканах плескалась. Сначала все испугались, что что-то неладное происходит со зданием, боялись, что оно может рухнуть. Долгое время не могли поверить, что в Москве может быть землетрясение. Народ сразу высыпал на улицу. Я отреагировала спокойнее, потому что жила много лет в Японии и к землетрясениям в принципе привыкла. Вышла из здания одной из последних. На улице люди расслабились, паники не было. У многих была детская реакция с забавными глупыми шуточками. По ощущениям, конечно, неприятно. Возвращаться в офис было боязно. Искали потом информацию в интернете, и только спустя 40 минут на сайте РИА Новости появились первые сообщения о толчках в столице.
Светлана Бородина:
— Я была дома в Южном Бутово на 8-м этаже. Сижу пишу отчет и чувствую, что голова кружится. Около 9.50 мое кресло на колесиках начало слегка трястись, форточка — биться об оконную раму. Тут поняла, что все вокруг покачивается, как на волнах, толчки были несильными, но ощутимыми. Сразу догадалась, что речь идет о землетрясении, у меня семья с большой «землетрясенческой» историей. В Москве сильных толчков не бывает, а потому испуга не было. Трясло не больше нескольких минут. Я даже не стала будить ребенка. Первые полчаса после землетрясения было ощущение легкой оглушенности, а голова болит до сих пор.
Анатолий Егоров:
— Я работаю в районе Арбата на Воздвиженке. Где-то в 9.50 почувствовал толчки, достаточно ощутимые. Как мне показалось, трясло секунд 30-40. Коллеги тоже почувствовали, но испуга не было. Более того, все остались сидеть на своих местах. Многие даже отпускали шутки. Сразу написал знакомым. По их словам, на Кропоткинской тоже ощущалось землетрясение. А вот на Таганке было спокойно.
Оксана Буйлова:
— Само землетрясение я толком не застала — подошла к зданию Conde Nast, где работаю, тогда, когда людей уже эвакуировали с рабочих мест. Территориально мы на Большой Дмитровке, д. 11, стр. 7. Когда здание начало трясти, людей предупредили, что на всякий пожарный лучше выйти на улицу. Какого-то ажиотажа, по рассказам, не было, скорее любопытство, потому что никто ничего не понял. Только несколько иностранных сотрудников волновались и предпочли выбираться из здания с помощью лестниц, а не лифтов. Сильных толчков не было, плавное пошатывание. Первая реакция у всех — «видимо, переработал», а потом стало понятно, что причина в другом. В результате нас всех отпустили домой.http://mn.ru/moscow/20130524/347227583.html