28.07.2011 Это лето явно мягче предыдущего, но жара в центральном регионе по-прежнему сохраняется, и армия готовит силы на случай повторения крупных пожаров
Лето прошлого года, особенно в центральной европейской части России было экстремально жарким, и огромную роль в борьбе с основным следствием засухи – пожарами – сыграли военные. Многие тысячи человек и тысячи единиц техники были задействованы в борьбе с огнем, а «трубопроводные» части были главной силой в ликвидации торфяных пожаров.
Это лето явно мягче предыдущего, но жара в центральном регионе по-прежнему сохраняется, и армия готовит силы на случай повторения крупных пожаров.
По данным прессы, Министерство обороны закупило в 2011 году более 20 тысяч огнетушителей, 1,7 тысячи индивидуальных дыхательных устройств, 300 комплектов боевой одежды пожарного и около 50 теплоотражающих костюмов — для борьбы с особо сложными пожарами.
Внушительно выглядит и пополнение парка техники, особенно авиации: 38 вертолетов Ми-8 и Ми-26 оснащены системами водосброса, и закуплено 12 комплектов ВАП-2 – выливных авиационных приборов для самолетов Ил-76, позволяющих в считанные часы конвертировать транспортник в летающую пожарную машину.
Эти меры резко нарастили огнеборческий авиационный парк, до того представленный МЧС-овскими Ил-76 и Бе-200 в количестве соответственно пяти и четырех единиц, а также небольшим количеством вертолетов, и должны дать видимый эффект в борьбе с пожарами.
Следует отметить, что схожим путем действуют, например, США, где основная нагрузка по борьбе с лесными и степными пожарами в жаркий сезон ложится на военно-транспортные самолеты С-130 резерва ВВС и авиации Национальной гвардии, которые оснащаются контейнерными системами MAFFS, концептуально близкими к российским ВАП-2.
Именно этот способ наращивания авиационной противопожарной компоненты в прошлом году был признан рядом военных экспертов наиболее целесообразным, и очевидно, специалисты МО пришли к тем же выводам.
Парк наземной противопожарной техники Минобороны увеличился на 20 пожарных машин, 10 автоцистерн и 40 мотопомп. Общая численность пожарных машин военного ведомства превышает тысячу единиц.
Борьба с пожарами обходится недешево – расходы на обновление техники составили сотни миллионов рублей, но их можно считать оправданными – эта техника пригодится военным не только для борьбы с пожарами в мирное время, но и, в случае неободимости, для ликвидации последствий ударов врага в военное.
Вместе с тем, по мнению специалистов, ключевым средством борьбы с пожарами является не тушение, а профилактика их возникновения.
По данным Минобороны, уже сейчас вокруг каждой воинской части организованы так называемые полосы минерализации — перепаханные просеки шириной 50 м, свободные от растительности. Этих полос в большинстве случаев достаточно, чтобы избежать переноса огня.
Вместе с тем, в борьбе с пожарами огромную роль должны играть и профилактические действия гражданских структур и организаций, и на этом фронте пока, к сожалению, очень много проблем – как в плане технического оснащения, так и в кадровом вопросе.
В ходе лесных пожаров 2010 года армия потеряла немало ценного имущества, однако точные цифры до сих пор не оглашены. Достоверно известно лишь об одном серьезном эпизоде, который произошел 29 июля в Коломенском районе Подмосковья. Там во время огневого шторма сгорели две базы хранения — одна принадлежит ВДВ, другая — ВМФ.
Всего в пожарах пострадали 199 поселков и деревень в 19 регионах России, сгорело 3,2 тысячи домов, погибли 62 человека. Общий ущерб составил свыше 12 млрд рублей.
Не приходится сомневаться, что в случае повторения прошлогодней ситуации армия сделает все, чтобы своевременно ликвидировать возникающие пожары. Остается только пожелать, чтобы потребность в этом была минимальной, а лучше – не возникала вообще./rus.ruvr.ru/