30.04.2011 РИА Новости. Екатерина Елисеева. Российские пожарные 30 апреля в 362 раз отмечают свой профессиональный праздник. Заместитель министра РФ по чрезвычайным ситуациям Александр Чуприян, проживший лето 2010 года на тушении торфяников в Подмосковье, рассказал корреспонденту РИА Новости, под каким девизом с дореволюционных времен работают огнеборцы, по какому пути пожарная охрана будет развиваться в дальнейшем и как МЧС России планирует укрепить боевые подразделения, не увеличивая штат сотрудников.
- Александр Петрович, правительство выделило на пятилетнюю программу переоснащения МЧС России 43 миллиарда рублей. Что было закуплено или планируется закупить в этом году?
- В этом году мы должны потратить восемь миллиардов на закупку техники. Из них пять миллиардов уходит на закупку авиационной техники. Это вертолеты и самолеты-амфибии Бе-200. То есть в этом году главные финансовые средства уходят именно на авиационную составляющую, но при этом, конечно, будет закуплена и наземная техника. Я рискну предположить, что мне часа не хватит, чтобы рассказать про нее. Для этого у нас проводится выставка в мае – салон «Комплексная безопасность-2011». Там можно увидеть самые новые разработки. Достаточно много интересных технологий, оборудования, снаряжения. Нам как спасательной службе нужно многое, потому что человеческая жизнь бесценна, а стало быть, и в руках мы должны держать современный, настоящий инструмент, управлять, может быть, и сложной, но эффективной техникой. И все самые лучшие образцы закупаются и ставятся на вооружение.
- Как будет развиваться пожарная охрана в долгосрочной перспективе?
- Одна из задач, которую ставит перед нами министр (глава МЧС РФ Сергей Шойгу – ред.), это подготовка универсального солдата. На пожарную охрану уже возложены вопросы не только тушения пожара, но и проведения аварийно-спасательных работ. У нас пожарные должны стать многостаночниками. И на воде, и под водой. И, может быть, в воздухе - и такие есть у нас специальности в спецчастях. Чтобы это происходило надо, в первую очередь, поменять менталитет. Мне кажется, нам это уже удалось, потому что люди отчетливо понимают, что мы первые сталкиваемся с горем, и от нас требуются многие умения. Мы это уже понимаем.
У нас есть блок явно выраженных спасателей, их сейчас точно также привлекают и обучают для того, чтобы эти силы могли применяться и для тушения пожаров. До недавнего прошлого, лет пять назад, на ДТП реагировали одни спасатели, которых не так-то много по стране, по крайней мере, не сопоставимо с пожарными. А теперь и спасатели, и пожарные выезжают на автоаварии. И каждый день мы спасаем сотни человек. За прошлый год мы выезжали в среднем по стране 362 раза в день на ДТП. Это относительно новая для нас задача. То есть она была и раньше, но не была отработана методологически, не было достаточно оборудования. Сейчас практически на 80 процентов мы обеспечены аварийно-спасательным инструментом для работы не только при ДТП, но и в любой ЧС.
Кроме того, чтобы профессиональные вещи были отработаны, у нас идет серьезнейшее переоснащение наших учебных заведений. И опять скажу, что министр очень внимательно относится к тому, какая материально-техническая база у наших учебных заведений, какие условия у наших профессоров и преподавательского состава. Не в меньшей степени мы смотрим, как содержатся наши курсанты, по сравнению даже с прошлым десятилетием наши курсанты содержатся на порядок красивее, интересней и комфортней.
Кроме того, мы поставляем в наши учебные заведения самую современную технику, причем как отечественную, так и зарубежную. Но ставку мы делаем, конечно, на то, чтобы изучать лучшие технологии и переносить их на российское поле.
- То есть курсанты учатся, используя ту же самую технику, с которой им придется впоследствии работать?
- Да. В первую очередь передовая, лучшая техника поставляется в учебные заведения, а потом в действующие подразделения.
- Горноспасатели вливаются в ряды универсальных солдат?
- Сейчас идет адаптация подразделений ВГСЧ. Пред ними поставлена задача, посмотреть ряд функций, которые могли бы дополнительно на себя принять - то же реагирование на ДТП. Они могут, у них есть этот инструмент, у них есть медики, настоящие медики. Если мы сейчас горноспасательные подразделения лицензируем на право тушения пожаров, то мы можем привлекать их и к тушению пожаров в рамках гарнизона.Однако здесь нужно внимательно и бережно относится к традициям служб, которые вливаются. Но то, что у них на спине уже написано «МЧС России» – это их автоматически обязывает. А самое главное, мы видим по их лицам, что они уже все это приняли. Они уже живут нашей философией.
- Планируется ли в перспективе увеличить штат пожарных?
- Перед нами стоит задача не увеличить штат, а укрепить боевые расчеты. Достигается она за счет того, что мы пересмотрели эффективность ряда управленческих должностей и вспомогательных специальностей. Насколько они нужны нам? Одним словом, мы должны высвободить ресурс, и задача у нас стоит где-то 10 тысяч человек дополнительно поставить в боевые расчеты. Сейчас уже на 50 процентов это задача выполнена. Отмечу, что нам не давали указаний ни правительство, ни президент. Это внутренняя потребность и внутреннее решение. Поэтому, можно сказать, что количество огнеборцев по факту увеличится.
- Не встречаете сопротивления: сидел человек в теплом месте, а его на линию огня посылают?- По-разному бывает. И сопротивление тоже. Впрочем, как и везде. Чисто по-человечески это понятно, необходим процесс адаптации. Но, как правило, люди соглашаются. Главное, что мы преследуем абсолютно правильную, благую цель. И в целом понимание существует.
- Как случилось, что вы решили стать пожарным?
- Абсолютно случайно. После срочной службы я понял, что на «гражданку» как-то дискомфортно возвращаться, и мне порекомендовали поступить в школу милиции. Что я и решил сделать. Но во время прохождения медицинской комиссии встретились люди, которые очень поэтично рассказали о пожарной службе. А что в 20 лет? Юношеский максимализм и жажда больших свершений. Вот таки образом и оказался. И абсолютно не жалею, потому что это самые гуманные войска. Вообще МЧС – это самые гуманные войска в мире. На дореволюционных касках России было написано: «Богу хвала, ближнему защита». Я считаю, это кратко, мощно и емко – по-государственному. Вот мы этим до сих пор и руководствуемся, и обязаны этим руководствоваться.
- У пожарных много примет, например, не чистить перед дежурством сапоги…
- Это от лукавого, лодыри они, - шутит замглавы МЧС. - Действительно, у пожарных есть свои приметы. Считается дурным тоном, если ты одел на боевое дежурство свежевыглаженную рубашку. Я до сих пор придерживаюсь приметы - не прощаться за руку на пожаре. Потому что, попрощавшись за руку, ты с этим человеком обязательно еще раз встретишься. А зачем встречаться на пожаре?
- И последний вопрос. Как будете отмечать День пожарной охраны?
- С повышенным чувством ответственности, потому что в стране начинаются майские праздники. И вообще любые праздники - это пик нашей деятельности. И я абсолютно не преувеличиваю./rian.ru/
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип устройства; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите использовать файлы cookie, измените настройки браузера. Политика обработки персональных данных