25.02.2011 ОПОРА РОССИИ («Объединение предпринимательских организаций России) утверждает, что НОСТРОЙ блокирует принятие проекта закона, согласно которому будет регламентироваться деятельность СРО пожарной безопасности, исключительно из меркантильных соображений.
По мнению одного из экспертов ОПОРЫ Марины Блудян, принятие данного законопроекта приведет к автоматическому «вычеркиванию» из Приказа № 624 нескольких видов работ. На данный момент обладателями лицензий в сфере пожарной безопасности являются 47-мь тыс. организаций, каждая из которых при получении членства в СРО строителей должна будет взять на себя обязательства вносить ежемесячный взнос в размере 5-и тыс. руб. на содержание НОСТРОЙ. Таким образом, сумма ежегодных выплат составит свыше 2,8 миллиарда рублей. Принимая во внимание тот факт, что вступление в НОСТРОЙ для СРО строителей обязательно, прямая заинтересованность данного объединения в блокировании законопроекта о СРО пожарной безопасности становится вполне очевидной.
Далее, Марина Блудян напоминает, законопроект № 305620-5 предусматривает разделение СРОПБ на три вида: производителей пожарной продукции, экспертные и монтажные. На данный момент выдача допусков к проведению монтажных работ в области пожарной безопасности входит в компетенцию СРОС. Эксперт подчеркивает, для производства такого вида работ необходима специальная подготовка, которой нет у строительных организаций.
На сайте ОПОРЫ приводятся данные о том, что на сегодня членами СРО строителей являются приблизительно 1,5% организаций, обладающих лицензией МЧС РФ. Также представлен ряд вариантов, которые, по мнению авторов опубликованного материала, позволят устранить на законодательном уровне спорные моменты. Так, например, предлагается не исключать из Приказа №624 соответствующие виды работ при условии, что строительные СРО будут выполнять требования, изложенные в законе о СРО пожарной безопасности, или же предусмотреть переходной период, в течении которого «пожарные организации смогут безболезненно выйти их СРО строителей и
вступить в СРО Пожарной Безопасности.
По мнению НОСТРОЙ, которое было поддержано Минрегионом и Минэкономразвития, с принятием данного законопроекта возникает ситуация, когда хозяйствующему субъекту для приобретения правоспособности выполнения некоторых видов строительных работ наряду с членством в саморегулируемой организации в области строительства необходимо будет иметь также членство в саморегулируемой организации в области пожарной безопасности, что приводит к необоснованному увеличению финансовой и организационной нагрузки на строительные компании.
По результатам круглого стола с участием представителей МЧС России и некоммерческих партнерств в области пожарной безопасности Вице-президентом НОСТРОЙ В.С. Опекуновым подписана резолюция, которой признавалась обоснованность позиции Национального объединения строителей и предлагались варианты решения проблемы двойного законодательного регулирования градостроительных отношений.
После этого ответственными работниками МЧС России и НОСТРОЙ был совместно подготовлен компромиссный вариант поправок в законопроект, однако 14 февраля в заинтересованных федеральных органах исполнительной власти законопроект появился уже в измененной редакции, нарушающей достигнутые ранее соглашения. Камнем преткновения здесь можно назвать желание МЧС России установить, во-первых, норму о необходимости соответствия строительных СРО требованиям, предъявляемым к пожарным СРО, а во-вторых, установить положение, согласно которому стандарты строительных СРО в части обеспечения пожарной безопасности при строительстве будут утверждаться МЧС России, а не Национальным объединением строителей.
По мнению НОСТРОЙ, причиной пересечения интересов является частичное противоречие статьи 24 Федерального закона «О пожарной безопасности» законодательству о градостроительной деятельности. В целях исключения двойного регулирования градостроительных отношений НОСТРОЙ считает необходимым привести статью 24 данного Закона в соответствие Градостроительному кодексу Российской Федерации.
По мнению специалистов, сегодняшние противоречия с образованием профильных СРО уходят своими корнями в размежевание между МЧС и Мнрегионом, закрепленное ГрК,123-ФЗ и 384-ФЗ. В каждом из ведомств концептуально создана своя самодостаточная система нормирования и контроля, совмещение которых теперь достаточно проблематично. Обсуждения показали, что позиция инициатора пожарных СРО (организованный пожарный бизнес), поддержаного МЧС и ОПОРОЙ РОССИИ, заключается в том, чтобы, не обращая внимания на общие противоречия, преодолеть, в сравнении с ними, мелкие в области СРО-строительства. Но такое "взимопроникновение" на нижнем уровне (только через СРО) не будет беспроблемным. Допустить действие паралельных СРО тоже невозможно, поскольку это ведет к дублированию функций и росту оргиздержек.
Как разрешится противоречие, покажет время. Пока же борьба продолжается.
По материалам opora.ru, sro-s.ru, 0-1.ru