22.02.2011 Пришло время решить вопрос создания в Интернете такого информационного ресурса, на котором оперативно бы появлялась информация о любой чрезвычайной ситуации
Наше государство вновь не успевает за потребностями граждан, да и за собственными тоже. В том числе в области информатизации и Интернета, особое внимание к которым проявляют чиновники даже самого высокого ранга. Вот и приходится за решение тех или иных задач браться либо бизнесу, либо общественности. Так, например, сейчас происходит с идеей оперативного информирования населения о чрезвычайных ситуациях. Вопрос о необходимости организации такого информационного ресурса был поднят на московской конференции i-COMference 2011.
К данной идее участники мероприятия подошли с двух сторон. Так, технический директор компании «Медиалогия» Фарит Хуснояров представил исследование «Блоги против информационных агентств». Его главный вывод — блогеры, как правило, работают оперативнее информагентств. До появления первого «неофициального» сообщения проходит от 7-10 минут. Особенно, если речь идет о сообщениях в Twitter. Но такая информация требует дополнительной проверки, поскольку сообщения блогеров не всегда соответствуют действительности. Информагентства, в свою очередь, могут задержаться с выпуском новости и на десятки минут, а то и на часы. Это связано, в частности, с проверкой поступающей к ним информации.
Таким образом, получается «вилка» — либо оперативно, но не очень достоверно, либо достоверно, но не очень быстро. Впрочем, как отметил Фарит Хуснояров, на Западе информагентствам эту проблему решить удалось. Они размещают непроверенную информацию со ссылкой на источник, а уже потом берутся за ее проверку. В России же пока так работать не получается. А при современном темпе жизни в некоторых случаях возникает необходимость в оперативной новостной и справочной информации, что стало очевидно в день совершения теракта в аэропорту «Домодедово». То есть в случае с чрезвычайными ситуациями требуется информационный ресурс, на котором могла бы максимально быстро размещаться любая информация, связанная со случившимся или происходящим.
К этой же идее, в свою очередь, пришла волонтерская группа «Карта помощи». Пришла не сразу, а через полгода работы по ЧС. Так, в августе прошлого года группа создала «пожарный» ресурс, на котором собиралась, обрабатывалась и публиковалась вся доступная по пожарам информация. Стоит отметить, что в качестве основы для создания пожарной «Карты помощи» была взята разработка кенийских программистов «Ушахиди» (на суахили — «свидетельство»). Это решение представляет собой систему менеджмента информации, которая позволяет обрабатывать сообщения из разных источников: от граждан, из блогов, традиционных СМИ, от международных наблюдателей — и представлять все полученные данные на всеобщее обозрение с помощью карты, где каждое событие связано с определенной географической точкой. Так появляется объемная картина событий. В принципе, такие системы существуют во многих оперативных центрах служб безопасности разных стран мира. Однако все они «заточены» под нужды конкретных ведомств и наполняются, как правило, информацией от узкого круга пользователей и служб. А «Ушахиди» ориентирована на широкий круг «информаторов» и полностью для них открыта.
По словам сотрудников «Карты помощи», с использованием их ресурса решались задачи по мониторингу сообщений о пожарах, по модерации и проверке достоверности поступающих сообщений (с использованием модели краудсорсинга) и по координации действий по оказанию помощи. Причем последняя задача вызывала наибольшие трудности, поскольку, например, далеко не всегда имелась соответствующая информация у органов власти, на территории которых происходила ЧС. Впрочем, как и у МЧС.
Благодаря безвозмездной помощи частных лиц и организаций группе удалось, в частности, создать координационный центр, занимавшийся мониторингом источников и сбором информации, модерацией сообщений, координацией работ сети удаленных модераторов, поддержкой работы сайта, поддержкой собственной «Горячей линии».
После «пожарного» сезона «Карта помощи» с подачи «Новой газеты» реализовала аналогичный проект под названием «Холода.инфо». Он также служит для сбора и публикации информации о страдающих от холода, а также для координации работ по оказанию им помощи.
Участники волонтерской группы рассказали также, что теракт в «Домодедово» четко показал, что в условиях ЧС у людей возникает потребность как в оперативной, так и в справочной информации о конкретной чрезвычайной ситуации. Так и появилась идея создания «Атласа помощи», над которой группа сегодня работает при поддержке института современного развития. Идея заключается в создании единого ресурса для информации о ЧС (как от блогеров и информагентств, так и от ответственных министерств и ведомств). Причем предполагается, что с помощью такого портала будет оказываться полный цикл помощи — от мониторинга сообщений до получения подтверждения об оказании помощи и подготовки соответствующих отчетов.
Члены «Карты помощи» отметили также, что с реализацией этого проекта есть определенные трудности, в частности, законодательные. Так, в соответствии с требованиями закона «О персональных данных» Минздравсоцразвития не может обнародовать в Интернете списки пострадавших при ЧС. В свою очередь, МЧС не может использовать соответствующие данные Минздравсоцразвития. То есть такая информация не может попасть на сайт проекта, а значит, волонтеры и посетители сайта, способные и готовые помочь пострадавшим, просто не смогут этого сделать.
Кроме того, поскольку на «Атласе» планируется размещать не только оперативную, но и справочную информацию, то группе необходимо наладить взаимодействие с министерствами и ведомствами, которые могли бы предоставить необходимые данные. И, по словам волонтеров, переговоры с некоторыми госорганами уже идут.
Стоит отметить, что в МЧС также прорабатывается идея проекта по созданию внутреннего информационного ресурса, на котором должна размещаться вся оперативная информация по текущим ЧС. Сроки реализации этого проекта пока не определены./bfm.ru/