25.01.2011 Общественная палата РФ предлагает Государственной думе отложить рассмотрение в первом чтении законопроекта «О добровольной пожарной охране», внесенного Правительством РФ.
Как заявил глава комиссии по вопросам развития гражданского общества Иосиф Дискин, «Законопроект не коррелируется с законодательством Российской Федерации. В нем есть значительная финансовая составляющая, хотя авторами он заявлен как не требующий финансирования».
Общественные слушания по законопроекту прошли в Общественной палате 25 января, и большинство присутствующих на мероприятии были настроены категорично: закон нужен, но в таком виде его принимать нельзя.
«По итогам минувшего лета стало ясно — проблема назрела, — заявила член Общественной палаты Елена Тополева-Солдунова, один из организаторов слушаний. — Закон очень нужен и добровольцам, и тем, кто должен с ними работать. Поэтому к проведению экспертизы мы привлекли именно тех, кого он будет касаться напрямую».
О необходимости и возможности передачи части государственных функций гражданскому обществу говорил еще один член Общественной палаты, Владислав Гриб.
В ответ один из авторов законопроекта начальник ФГУ ВНИИПО МЧС РФ Николай Копылов рассказал, что сам вырос в деревне и видел, как раньше была организована пожарная охрана — «у каждого дома было оборудовано место с противопожарным инструментом, каждый знал, кто и что должен делать», — рассказал представитель МЧС. Он также привел пример европейских стран, США, где значительную часть огнеборцев составляют добровольные пожарные формирования. Затем Копылов пояснил собравшимся, что законопроект прошел все необходимые согласования, был рассмотрен и одобрен субъектами Российской Федерации. «Конечно, сделать законопроект идеальным невозможно, но мы готовы рассмотреть и исправить имеющиеся недочеты», — подытожил представитель МЧС России.
Далее юрист-эксперт Общественной палаты Борис Замай перечислил по пунктам замеченные общественниками недочеты законопроекта. «Пожарная охрана вряд ли возможна в форме общественного объединения, — отметил он. — Студенческие отряды пытались внедрить эту форму, но и у них ничего не вышло. А согласно положениям данного законопроекта, если ты не член соответствующего общественного объединения, то и тушить не имеешь права». Далее юрист поинтересовался, из каких средств будет оплачиваться обучение добровольцев, средства индивидуальной защиты и специальное оснащение, наконец страхование здоровья и жизни? Согласно заявлению разработчиков, законопроект не потребует специального финансирования, однако, отметил Борис Замай, «это очевидно не так». «При исполнении закона возникнет целый ряд вопросов оплаты оснащения, оборудования, а ведь в деревне, где живет 150 человек, взять такие средства попросту неоткуда», — заключил Замай.
Комментируя эту ситуацию, Иосиф Дискин еще раз обратил внимание присутствующих : «Время дешевых законов прошло! Они слишком дорого обходятся государству». Он также отметил, что понимает, насколько сложно законопроекту с финансовой составляющей получить одобрение Минфина, «однако это не повод заметать пыль под ковер».
Руководитель лесного отдела Гринпис Алексей Ярошенко также считает, что «данный закон создаст препятствия для деятельности добровольных пожарных». «У нас многие граждане давно научились обходиться вообще без государства, и на таких „партизан“ закон никакого влияния не окажет, а вот законопослушным добровольцам жизнь сильно осложнит, — считает он. — Если им придется создавать юридическое лицо, то для тушения пожаров потребуется получить лицензию. Это дорогая и сложная процедура, неподъемная для большинства общественных объединений. Тем более если доброволец — блогер, который может стать свидетелем каких-то проколов, то есть такая вероятность, что он тем более не пройдет эти барьеры и не сможет попасть в реестр». По словам Ярошенко, министр Шойгу заявлял, что в скором времени в стране появятся порядка 800 тысяч добровольных пожарных. «Кто будет оплачивать их обучение, оснащение, лицензирование? За чей счет все это будет осуществляться?» — задавал вопросы Ярошенко.
Представитель ВДПО Московской области Владимир Ермилов просил обратить внимание присутствующих, что, согласно законопроекту, добровольный пожарный должен пройти начальную, а затем профессиональную подготовку. «После начальной подготовки его еще нельзя допускать к тушению, он может только помогать, — пояснил Ермилов. — А профессиональная подготовка — это 380 часов, после этого человек получает профессию „пожарный“. Зачем это надо добровольцу? Да и кто из добровольцев готов провести 380 часов на этой подготовке, какой работодатель отпустит своего сотрудника на такое время?» По мнению представителя ВДПО, для подготовки добровольцев необходимо составить специальную учебную программу, и на это тоже потребуются финансирование.
Генеральный директор «МИП Эксперт» Ян Сычев, который, по его словам, в настоящее время пытается создать частную пожарную охрану, поделился с собравшимися сухими цифрами статистики. По его словам, в Китае пожарной охраной занимается 130 тысяч профессионалов и 7 миллионов 500 тысяч добровольцев, в Японии — 154 тысячи профессионалов и 944 тысячи добровольцев. В России соответственно 280 тысяч профессиональных пожарных, а добровольцев — 145 тысяч. «Для того, чтобы одеть пожарного в требуемую защитную одежду, оснастить всем необходимым, требуется 150 тысяч рублей, — рассказал Сычев. — Один пожарный автомобиль стоит 2 миллиона 300 тысяч рублей. Откуда в сельских поселениях деньги на такую вот добровольную пожарную охрану?»
Заместитель начальника ФГУ ВНИИПО МЧС РФ Александр Матюшин на критику ответил, что законом о пожарных добровольцах занимался с 2001 года, и с тех пор законопроект претерпел множество изменений, был проведен специальный эксперимент,. изучен опыт зарубежных стран. «К кому обращаться за помощью, если нет официальной структуры? Как выплачивать страховку пожарному, если его нет в реестре? — парировал он замечания общественников. — Есть много законов о добровольцах, а добровольчества нет. И денег не выделяется на добровольцев, потому что их нет». Затем представитель МЧС РФ сообщил, что сейчас МЧС получает 40 миллиардов на перевооружение и готово старую технику и оборудование передать добровольцам, но «не бабушкам, а официальному юридическому лицу», сказал Матюшин. Он также подтвердил готовность МЧС вместе с юристами Общественной палаты заняться доработкой законопроекта и внесением в него необходимых изменений.
Еще один представитель Гринпис Григорий Куксин напомнил собравшимся о тех горожанах, которые минувшим летом тушили лесные пожары в Центральной России, а также сельчанах и дачниках, добровольно вставших на защиту от огня своих поселений. «Ни о тех, ни о других в законопроекте нет ни слова, — отметил Куксин. — Между тем эти люди эти люди или доверяют вам или не доверяют. Мы за последнее время обучили и подготовили несколько тысяч добровольцев. потому что люди нам доверяют, а этот законопроект — дискредитация самой идеи добровольчества, и люди считают, что их хотят обмануть. Таким законом мы лишь оттолкнем людей, желающих принимать участие в ликвидации беды».
Заместитель директора Департамента пожарно-спасательных сил МЧС РФ Валерий Пластовец посетовал, что так и не услышал на слушаниях слов поддержки законопроекта и сообщил, что считает возможным доработать документ с учетом мнений экспертов.
В свою очередь Иосиф Дискин, завершая слушания, заявил, что Общественная палата все же будет настаивать на переносе рассмотрения данного законопроекта в первом чтении.
Пресс-служба Общественной палаты/oprf.ru/