24.01.2011 26 января 2011 года Государственная Дума в первом чтении рассмотрит проект федерального закона «О добровольной пожарной охране», который фактически делает невозможным развитие пожарного добровольчества в небогатых сельских населенных пунктах и в небольших организациях.
Между тем, 25 января в Общественной палате пройдет официальное рассмотрение альтернативного законопроекта, предложенного самими добровольцами.
Законопроект, который будет обсуждаться в Думе 26 января, был разработан МЧС и ВНИИ противопожарной обороны якобы с целью развития добровольной пожарной охраны. Как отмечает «Гринпис России», на самом деле законопроект предусматривает столь сложные бюрократические процедуры и значительные дополнительные расходы, что большинство добровольных пожарных и их общественных объединений с ними заведомо не справятся.
В соответствии с этим законопроектом, гражданин, желающий стать добровольным пожарным, сначала должен будет войти в состав общественного объединения добровольной пожарной охраны, пройти обучение в соответствии с программой, утверждаемой МЧС, зарегистрироваться в реестре добровольных пожарных в порядке, определяемом МЧС, и получить лицензию на тушение пожаров. Территориальные добровольные пожарные команды (например, создающиеся в сельских поселениях) должны будут, кроме того, укомплектовать штатными сотрудниками как минимум должности руководителей, бухгалтеров и водителей. Обеспечивать себя техникой и оборудованием добровольные пожарные будут за счет собственных средств или средств учредителей — это указано в официальной пояснительной записке к законопроекту. В финансово-экономическом обосновании к законопроекту сообщается, что «принятие Федерального закона «О добровольной пожарной охране» не предусматривает расходов, покрываемых за счет федерального бюджета».
Также на добровольных пожарных планируется возложить обязанности, сопоставимые с обязанностями штатных государственных пожарных или равные им. При этом положения законопроекта, касающиеся защиты прав и интересов добровольных пожарных, имеют условный или рекомендательный характер. Выделение средств из федерального бюджета на обеспечение прав и социальных гарантий добровольных пожарных также не предусматривается.
«Добровольные пожарные — неудобные для МЧС свидетели, объясняющие всему обществу, насколько неэффективна и лжива бюрократическая структура министерства и как плохо она защищает население от огня, — говорит Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела «Гринпис России». — Возможно, именно поэтому руководство МЧС добивается принятия закона, дискредитирующего саму идею пожарного добровольчества и препятствующего его развитию».
Группой российских неправительственных организаций (Всероссийское добровольное пожарное общество, «Гринпис России» и др.) подготовлен альтернативный вариант законопроекта, который направлен именно на развитие пожарного добровольчества и учитывает многолетний опыт работы добровольных пожарных в нашей стране. Пока, однако, ни МЧС, ни Государственная Дума не проявили интереса к этому варианту законопроекта. Комитет Государственной Думы по безопасности, отвечающий за работу над этим законопроектом в Думе, уже дал свое положительное заключение именно на законопроект, подготовленный МЧС, и рекомендовал принять его в первом чтении.
Подобное уже было в истории отечественного законотворчества не так давно. В конце 2006 года Государственная Дума приняла новый Лесной кодекс Российской Федерации, несмотря на то, что общественные организации и специалисты лесного хозяйства предупреждали, что он уничтожит отечественное лесное хозяйство. Предупреждения оправдались: принятие нового Лесного кодекса привело к глубочайшей в истории разрухе в лесном секторе и закончилось пожарной катастрофой 2010 года. Принятие законопроекта «О добровольной пожарной охране» в предлагаемой МЧС редакции неизбежно приведет к аналогичному результату.
Дополнительная информация о законопроекте № 465958-5 «О добровольной пожарной охране»
1. Законопроект подготовлен Всероссийским научно-исследовательским институтом противопожарной обороны (ФГУ ВНИИПО МЧС России) в рамках государственного контракта на разработку нормативных правовых актов по вопросам развития добровольной пожарной охраны в Российской Федерации. Стоимость контракта составила девять миллионов рублей, контракт был заключен 18 сентября 2009 года, исполнен 24 ноября 2009 года (т.е. на исполнение девятимиллионного контракта на научно-исследовательские работы было потрачено всего два месяца).
2. 11 ноября 2009 года законопроект «О добровольной пожарной охране» был размещен на официальном сайте МЧС для независимой экспертизы. В то время он воспринимался многими заинтересованными лицами как заведомо мертвый законопроект, подготовленный исключительно с целью «списания» вышеупомянутых девяти миллионов рублей, поэтому его размещение на сайте МЧС не вызвало бурного общественного обсуждения. К лету 2010 года о нем почти забыли.
3. Летом 2010 года МЧС — возможно, в связи с пожарной катастрофой в лесах — активизировало свою деятельность по подготовке этого законопроекта и провело его согласование с соответствующими министерствами и ведомствами. 11 ноября 2010 г. законопроект был рассмотрен и одобрен Правительством РФ. 3 декабря законопроект был официально внесен правительством в Государственную Думу и вскоре после этого разослан для комментариев в органы власти субъектов РФ. Рассмотрение законопроекта Государственной Думой в первом чтении предварительно запланировано на 26 января 2011 г. Профильным комитетом Государственной Думы (по безопасности) подготовлено положительное заключение на данный законопроект с рекомендацией принять его в первом чтении.
4. 21 января 2011 года законопроект был рассмотрен на неформальном совещании в Общественной палате РФ с участием добровольных пожарных, представлявших разные общественные организации России. Законопроект получил однозначную отрицательную оценку, общественными организациями была предложена альтернативная версия законопроекта, направленная на развитие пожарного добровольчества. Официальное рассмотрение законопроекта в Общественной палате РФ запланировано на 25 января.
5. Основные действующие лица, имеющие отношение к данному законопроекту:
С.К.Шойгу — министр МЧС.
Н.П.Копылов — начальник Всероссийского научно-исследовательского института противопожарной обороны, разработавшего законопроект.
В.А.Пучков — статс-секретарь — заместитель министра МЧС, официальный представитель Правительства РФ при рассмотрении законопроекта «О добровольной пожарной охране» в Государственной Думе и Совете Федерации.
В.А.Васильев — председатель Комитета Государственной Думы по безопасности — профильного комитета, отвечающего за работу над законопроектом.
ИА «ИКД»/ikd.ru/