11.03.2009 На вопросы отвечает заместитель главного государственного инспектора по пожарному надзору ГУ МЧС России по Пермскому краю Роман Рудометов.
Какие цели преследует создание технического регламента пожарной безопасности и в чем его актуальность? (газета "Бизнес класс")
- Технический регламент призван создать эффективные механизмы государственного регулирования в области пожарной безопасности. Для этого, прежде всего, необходимо навести порядок в большом количестве документов, регламентирующих пожарную безопасность, оптимизировать их. Противоречия в этих документах создают предпосылки для злоупотреблений со стороны недобросовестных сотрудников контрольных органов. Со вступлением в силу регламента все основные требования в области пожарной безопасности будут сконцентрированы в одном законодательном акте. Кроме того, регламент должен устранить избыточные технические барьеры в области пожарной безопасности. В условиях, когда необходима поддержка развития малого и среднего предпринимательства, это очень актуально. Вместе с тем устранение административных и технических барьеров не означает снижения ответственности в области пожарной безопасности у владельцев объектов.
Среди главных задач технического регламента также следует назвать установление минимально необходимых требований пожарной безопасности к различным видам продукции, внедрение системы гибкого нормирования в области пожарной безопасности в результате использования механизмов оценки пожарного риска, а также добровольного противопожарного страхования, при котором страхуется имущественная ответственность перед третьими лицами.
Настоящий ФЗ 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Технический регламент пожарной безопасности вступает в силу с мая 2009 года.
Какие новшества введены техническим регламентом в части расположения пожарных депо в населенных пунктах? (радио "Максимум")
- Согласно действующему в данный момент СНиП 2.07.01-89* радиус обслуживания пожарного депо не должен превышать 3 км. Техническим регламентом введено иное понятие - "время прибытия пожарных подразделений". Дислокация подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов определяется исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 минут, а в сельских поселениях - 20 минут. Исходя из этих показателей, в схемах территориального планирования населенных пунктов должно устанавливаться необходимое количество подразделений пожарной охраны и их месторасположение.
Что изменится с введением аудита безопасности для собственников объектов? (интернет-портал "59.ru")
- Согласно новому документу, собственник объекта защиты может сам выбрать наиболее приемлемый способ обеспечения требований пожарной безопасности. Техническим регламентом предусмотрены следующие формы оценки соответствия требованиям пожарной безопасности объектов защиты: независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности), государственный пожарный надзор. Кроме того, предусматривается декларирование пожарной безопасности, подтверждение соответствия объектов защиты (продукции).
В соответствии с принятым техническим регламентом, пожарная безопасность объекта считается обеспеченной при выполнении одного из двух условий: или в полном объеме выполняются обязательные требования пожарной безопасности, а пожарный риск не превышает установленных регламентом допустимых значений, или обеспечиваются допустимые значения пожарного риска, установленные техническим регламентом.
То есть, если владелец объекта по каким-то причинам не может в полном объеме выполнить требования пожарной безопасности, он обязан провести расчет пожарного риска, который не должен превышать предельно допустимых значений, установленных регламентом. Этим будут заниматься аудиторские фирмы. Качество работы этих фирм будет выборочно контролировать специальная комиссия МЧС России. На некачественную работу аудитора можно пожаловаться в орган государственного пожарного надзора, представители которого могут провести внеплановую, независимую от аудита проверку объекта.
Если же обязательные требования пожарной безопасности, установленные техническим регламентом, выполнены в полной мере, расчет пожарного риска не требуется.
В техническом регламенте говорится о таком понятии как пожарный риск. Что это такое? ( экспертный канал "Уралполит.Ру")
- Пожарный риск - это мера возможности и реализации пожарной опасности объекта защиты и ее последствий для людей и материальных ценностей. Расчетом пожарного риска, как я уже упоминал, будут заниматься аудиторские фирмы. Здесь все будет зависеть от конкретного объекта.
Новацией в техническом регламенте является уровень дифференцирования пожарного риска для различной категории населения и персонала предприятий.
В частности, в связи с производственной спецификой на отдельных предприятиях будет допускаться увеличение уровня риска, но только в том случае, если предусмотрены меры, компенсирующие повышенный риск, например, обучение персонала действиям при пожаре. Для таких предприятий показатель пожарного риска будет более лояльным.
Какие документы необходимо разрабатывать собственнику объекта? (пермское краевое радио)
- С вводом в действие технического регламента о требованиях пожарной безопасности собственник объекта должен разработать декларацию пожарной безопасности. Это абсолютно новая форма оценки соответствия, которая вводится в регламенте. Декларация включает в себя либо перечень нормативных документов по пожарной безопасности, требования которых собственник объекта обязуется выполнять, либо расчеты пожарных рисков и перечень мероприятий, обеспечивающих допустимый уровень рисков, установленный техническим регламентом.
Подавая декларацию, собственник объекта принимает на себя ответственность за выполнение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, при этом ему предоставляется право самому выбирать способ обеспечения пожарной безопасности объекта.
Обязательное составление декларации предусматривается для зданий детских дошкольных учреждений, специализированных домов престарелых и инвалидов, больниц, спальных корпусов школ-интернатов и детских учреждений.
Декларация пожарной безопасности составляется в отношении объектов защиты, для которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности (статья 49 Градостроительного кодекса РФ) предусмотрено проведение государственной экспертизы проектной документации и предусматривает:
1) оценку пожарного риска (если проводится расчет риска);
2) оценку возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара (может быть проведена в рамках добровольного страхования ответственности за ущерб третьим лицам от воздействия пожара).
Декларация пожарной безопасности на проектируемые объекты составляется застройщиком либо лицом, осуществляющим подготовку проектной документации.
Разработка декларации пожарной безопасности не требуется для объектов индивидуального жилищного строительства высотой не более трех этажей; многоквартирных жилых домов с количеством этажей не более трех; отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более двух, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан.
Для объектов защиты, эксплуатирующихся на день вступления в силу настоящего федерального закона, декларация пожарной безопасности предоставляется не позднее одного года после дня его вступления в силу.
Часть надзорных полномочий перейдет от государства независимым экспертам. Какие здесь плюсы и минусы? (информационное агентство "Интерфакс-Поволжье")
- Введение системы аудита позволит более рационально построить систему надзора за объектами, не представляющими особую пожарную опасность и не связанными с массовым пребыванием людей. В основном это будет касаться объектов малого и среднего бизнеса. Это позволит усилить внимание государства к объектам, особо важным для национальной безопасности, социально значимым объектам и объектам с массовым пребыванием людей. Крупные предприятия, школы, больницы, дома престарелых, кинотеатры - все это останется под пристальным вниманием инспекторов государственного пожарного надзора.
К возможным минусам следует отнести наличие субъективного фактора работы эксперта по различным причинам, в том числе и соблазн выдать "нужное" заключение. Об остальных минусах говорить пока рано, их покажет реализация регламента.
Сможет ли владелец объекта сам выбирать вариант противопожарной защиты объекта, и вправе ли он решать, кто будет проверять: госинспектор или частная компания? (ИА "Интерфакс-Поволжье")
- Да, безусловно, собственник объекта самостоятельно будет выбирать вариант противопожарной защиты объекта. В этом и есть суть одного из главных нововведений в техническом регламенте.
Каким образом в техническом регламенте отображены моменты, связанные со страхованием рисков на производстве, особенно касающиеся страхования перед третьими лицами? (ИА "Интерфакс-Поволжье")
При разработке декларации пожарной безопасности собственник объекта обязан предусмотреть оценку возможного ущерба (в том случае, если на объекте имеются нарушения требований ПБ) имуществу третьих лиц от пожаров (ст. 64 №123-ФЗ).
Новый техрегламент сокращает количество предъявляемых организациям требований по пожарной безопасности. Каково это количество и не скажется ли это на безопасности? Для чего сокращено количество требований? (ИА "Интерфакс-Поволжье")
- Введение нового технического регламента сокращает количество документов, а не требований пожарной безопасности. Требования при этом структурированы, более конкретизированы, и ни в коем случае не занижены. Следует обратить внимание на то, что федеральный закон не является единственным и исчерпывающим нормативным документом в области пожарной безопасности. Для его реализации в настоящее время готовится ряд законодательных актов, в том числе национальных стандартов и сводов правил.
Согласно новым правилам пожарные подразделения должны прибыть на место происшествия в определенное техническим регламентом время. В случае сильного пожара и "пробок" в городе что делать и на ком будет лежать ответственность? (ИА "Интерфакс-Поволжье")
- Ответственность за организацию выполнения и осуществления мер пожарной безопасности, а также тушение пожаров в населенных пунктах субъекта Российской Федерации является государственным полномочием субъекта РФ. /interfax-russia.ru/