05.11.2008 В МЧС России состоялось заседание Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности под председательством Министра Российской Федерации по чрезвычайным ситуациям Сергея Шойгу.
На заседании обсуждались вопросы об итогах охраны лесов от пожаров в 2008 году и задачах на 2009 год, о задачах и функциях «Государственного информационного центра обеспечения межведомственного информационного обмена и доступа к данным государственных информационных систем для обеспечения предоставления государственных услуг в электронном виде» в рамках РСЧС и другие.
В ходе заседания было отмечено, что в 2008 году по данным Рослесхоза на землях лесного фонда Российской Федерации зарегистрировано 23,8 тысячи лесных пожаров. Огнем пройдена площадь 1,9 млн.га лесных земель. По сравнению с аналогичными показателями 2007 года отмечено увеличение числа лесных пожаров в 1,5 раза, а по площади в 2,2 раза. Средняя площадь одного пожара увеличилась на 28 га.
Высокая горимость лесов отмечалась на территории 13 субъектов Российской Федерации, на которые пришлось 95 % пройденной в России огнем лесной площади, в том числе 80 % площади на Республику Саха (Якутия), Амурская область, Забайкальский и Хабаровский края.
Аномальные погодные условия в весенний период значительно усугубили лесопожарную обстановку, на указанный период пришлось 69% числа пожаров и 56% лесной площади пройденной огнем.
В целях стабилизации лесопожарной обстановки на территории ряда муниципальных районов 6 субъектов Российской Федерации вводился режим ЧС, в 26 субъектах вводилось ограничение на посещение лесов населением и въезда в них транспортных средств.
Доля крупных лесных пожаров по отдельным регионам значительно возросла и составляет по Республике Саха (Якутия) – 46, 7%, Республике Тыва – 44 %, Республике Хакасия – 22%, Забайкальскому краю – 41,8 %, Амурской области – 35 %, Свердловской области – 12,4 %, Курганской области – 8,1% (средний показатель за последние 10 лет по Российской Федерации вырос с 2-3 до 8%).
По итогам работы комиссии был принят ряд решений, в частности, поручить Минсельхозу России активизировать работу по созданию межрегиональных авиационных лесопожарных центров для оказания помощи субъектам Российской Федерации силами и средствами пожаротушения в периоды высокой и чрезвычайной пожарной опасности, а так же фактической горимости лесов. Совместно с МВД России, МЧС России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти рассмотреть вопрос о внесении в законодательство Российской Федерации статьи, предусматривающие ответственность владельцев (пользователей) земельных участков за возгорания, возникающие по их вине и за невыполнение правил пожарной безопасности.
Рослесхозу было поручено обеспечить своевременное выделение финансовых средств субвенций из резерва на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, связанных с лесными пожарами на землях лесного фонда Российской Федерации, обеспечить выполнение профилактических, организационно-технических противопожарных мероприятий и подготовку к пожароопасному сезону 2009 г. на территории Московской области.
Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления было рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований финансовые средства на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, связанных с лесными пожарами. До начала пожароопасного сезона рекомендуется провести заседания Комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечения пожарной безопасности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, на которых определить конкретные задачи и поручения органам управления силами и средствами по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС, связанных с лесными пожарами, обеспечить особый контроль за выполнением противопожарных мероприятий в полосах отводов автомобильных и железных дорог, линий электропередач и связи, магистральных нефте- и газопроводов, а также за проведением сельскохозяйственных палов на сопредельных с лесным фондом землях с целью недопущения возникновения лесных пожаров.
Необходимо также организовать также разъяснительную работу с населением по вопросам соблюдения правил пожарной безопасности в лесах, а также обеспечить регулярное информирование населения о складывающейся лесопожарной обстановки и действиях при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций, связанных с лесными пожарами, организовать регламентацию доступа граждан в леса, обеспечить организацию лесопользователями, владельцами объектов расположенных на территории лесного фонда, противопожарного обустройства, включая создание систем предупреждения и тушения лесных пожаров на арендованных лесных участках, создание запасов ГСМ и укомплектование средствами пожаротушения.
Также члены комиссии обсудили вопрос о задачах и функциях «Государственного информационного центра обеспечения межведомственного информационного обмена и доступа к данным государственных информационных систем для обеспечения предоставления государственных услуг в электронном виде» в рамках РСЧС.
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2007 года № 931 «О некоторых мерах по обеспечению информационного воздействия государственных органов и органов местного самоуправления при оказании государственных услуг гражданам и организациям», в целях обеспечения межведомственного информационного обмена и доступа к данным государственным информационных систем создан Общероссийский государственный центр (ОГИЦ) в рамках федеральной целевой программы «Электронная Россия» (2002-2010 годы).
ОГИЦ представляет собой государственную территориально-распределенную информационную систему, обеспечивающую информационное взаимодействие информационных систем органов государственной власти между собой, с информационными системами органов местного самоуправления и иными информационными системами в интересах оказания государственных услуг гражданам и организациям в электронном виде.
В инфраструктуре ОГИЦ предусмотрена возможность размещения межведомственных информационных систем, а также реализации юридически значимого информационного взаимодействия с использованием сервисов ОГИЦ ведомственных информационных систем, задействованных в процессах оказания государственных услуг гражданам и организациям.
В настоящее время на ОГИЦ реализован и проходит опытную эксплуатацию портал государственных услуг, как единая точка доступа граждан и организаций к информации о государственных услугах, предоставляемых в электронном виде через сеть Интернет.
Данный портал может быть использован как единый портал государственных услуг, созданный совместно с МЧС России для информирования населения России о пострадавших в чрезвычайных ситуациях и прогнозах о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций. Для решения задач, поставленных перед Национальным центром управления в кризисных ситуациях, требуется координация и слаженная работа всех участников информационного обмена в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Использование ОГИЦ позволит обеспечить данную координацию на качественно новом технологическом уровне.
Одной из основных задач национального центра управления в кризисных ситуациях (НЦУКС) является обеспечение в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) автоматизированного информационного обмена между федеральными органами исполнительной власти. В связи с этим Минкомсвязи России, МЧС России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти будет создана межведомственная рабочая группа для разработки и внесения в установленном порядке в Правительство Российской Федерации в первом полугодии 2009 г. проекта постановления Правительства Российской Федерации в первом полугодии 2009 г. проекта постановления Правительства Российской Федерации об обеспечении взаимодействия Общероссийского государственного информационного центра и Национального центра управления в кризисных ситуациях.
Пресс-служба Министерства по чрезвычайным ситуациям РФ /parlcom.ru/