28.05.2008 Представьте себе, читатель, ужасную картину. Вас сбила машина. Ночью на пустынной улице или даже вовсе за городом. Негодяй-водитель, не желая иметь лишних хлопот, развернулся и уехал. Вы лежите, истекая кровью, вокруг ни души, до ближайших домов не докричаться. Но у вас в кармане есть мобильный телефон! К тому же вы успели разглядеть и запомнить номер сбившей вас машины. Если вовремя приедут «скорая» и милиция, вас можно спасти, а преступника задержать по горячим следам. В голове тут же всплывают спасительные, с детства знакомые номера – 02 и 03. Вы судорожно нажимаете на кнопки и... Вот тут хочу вам сообщить самое неприятное: в этой ситуации вы, скорее всего, погибнете, а сбившего вас преступника никто даже не подумает искать. Просто потому, что по указанным заветным номерам с вашего мобильника вам дозвониться не удастся.
Милиция?
Вас не слышно!
Тему, как это часто бывает, подарил читатель, многолетний подписчик нашей газеты Владимир Блинников. Попав однажды в ДТП на своей машине, он попытался вызвать с мобильника ГАИ и вдруг обнаружил, что сделать это не может. Значит, логично рассудил он, не получится, если срочно будет нужно, вызвать и пожарную, и «скорую», и аварийную газовую службу...
Сюжетов, когда такая ситуация возникает, читатели могут сами придумать сколько угодно. Это в старые времена на каждом шагу стояли телефоны-автоматы и по номерам 01, 02 и 03, как значилось на каждом из них, можно было звонить бесплатно. Сейчас бежать искать автомат уже нет смысла – не доищешься, да и телефон у каждого с собой. Однако, как видно, одни проблемы он решил, зато другие, наоборот, поставил.
Непосвященному сразу, как говорится, и не въехать: в чем, собственно, трудность? Почему на любой городской номер с мобильника дозвониться можно, а в пожарную, милицию и «скорую» – далеко не всегда? Для ответа на этот вопрос я обратился в службу 02 дежурной части ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
– Ежедневно нам звонят сотни людей, в том числе и с мобильных телефонов, – ответила замначальника службы Юлия Кузнецова. – По этим сигналам раскрывают преступления, задерживают преступников, изымают наркотики и оружие. Но о том, сколько людей не смогли дозвониться, мы ведь знать не можем. Хотя эта проблема не новая и нам хорошо знакомая.
Возможность дозвона зависит от конкретного оператора мобильной связи. Одни из них такую услугу клиентам предоставляют, другие нет. Чтобы уйти от этой ситуации, правительство России еще в 2004 году издало специальное постановление № 894 «Об утверждении перечня экстренных оперативных служб, вызовов которых круглосуточно и бесплатно обязаны обеспечить операторы связи пользователю услугами связи и о назначении единого номера вызова экстренных оперативных служб». Таким номером, в соответствии с данным постановлением, должен стать 112, и на всей территории страны он должен быть введен с 1 августа 2008 года с последующей ликвидацией всех номеров, начинающихся с 0.
Признаюсь, такая информация меня еще больше озадачила. Оказывается, правительство еще четыре года назад ОБЯЗАЛО операторов мобильной связи закрыть вопрос. Хотя, честно говоря, не очень понятно, как государство может приказать бизнесмену отдавать покупателю какой-то товар бесплатно. Оно должно было сказать: бесплатным он будет для потребителя, но я, государство, тебе, бизнесмен, все расходы компенсирую. Но, судя по всему, оно так не сказало. И потому ситуация за четыре года не изменилась. Впрочем, если исходить из данного документа, вопрос вот-вот должен вовсе потерять свою актуальность в связи с введением в действие единого номера 112. По нему мы будем звонить с любого телефона и по всем экстренным случаям: и при пожаре, и при краже, и при «остром животе», и при запахе газа.
Невольно вспомнились слова знаменитого сатирика: «Как бы не пропустить, когда жизнь хорошая начнется! Но пресса же даст знать!». Вот мы – та самая пресса, а почему-то ничего не знаем. Где-то рядом с нами уже революция почти свершилась, до новой жизни буквально два месяца осталось...
Тут уж куда деваться – пришлось углубиться в предмет поосновательнее.
Бесплатно не соединяем
Прежде всего пришлось понять, какая разница между набираемыми нами по обычному телефону двузначным и семизначным (для простоты ограничимся пока городской и немобильной связью) номерами. Оказывается, разница огромная. Семизначный номер попадает на обычную АТС, а двузначный – на узел специальной связи (УСС). Причем три главных «нулевых» номера обрабатываются по разным алгоритмам. Все вызовы 01, сделанные с территории города, попадают на Мойку, в дежурную часть Главного управления пожарной охраны Санкт-Петербурга. Оттуда оператор (а в последние годы уже компьютер) дает команду пожарным частям в районах. Вызов 02 сначала попадает в дежурную часть ГУВД на Суворовский, оттуда абонента переключают на районные отделения милиции. Вызов 03 аналогичным образом коммутируется на ближайшие станции «Скорой помощи».
Статус «нулевых» номеров – особый. Линии, которые обеспечивают эти вызовы, в отличие от обычных работают только на прием, они не могут отключаться или блокироваться, и все разговоры по ним в обязательном порядке записываются. Все это нормально функционирует в системе стационарной связи. Но мобильная связь в данную структуру абсолютно не вписалась.
Начнем с того, что все используемые нами системы мобильной связи разработаны и произведены за рубежом. А там, разумеется, понятия не имели о наших «нулевых» номерах. Там испокон века службы экстренного вызова замыкаются на один трехзначный номер (тот же, к примеру, хорошо известный 911), а двузначные используются для технических, сугубо «телефонных» команд. Таков, к примеру, наиболее широко распространенный у нас стандарт GSM.
Но сказать, что все это глухая стена, значит слукавить. Специалистам прекрасно известно, что указанные трудности вполне преодолимы при помощи аппаратных и организационных мер. Чтобы заставить иностранную технику воспринимать наши номера, какое-то оборудование надо докупить, что-то перестроить, каким-то образом состыковаться с техническими службами соответствующих ведомств.
Теперь возникает вопрос: а зачем эта лишняя головная боль операторам мобильной связи? Им что, плохо живется? Им надо выживать, завоевывать себе место на рынке под угрозой банкротства? Как говорят в Одессе, я вас умоляю... Чтоб все мы так жили! Мобильники в кармане у каждого, доход оператору гарантирован, стабилен и даже наверняка постоянно растет. Зачем еще какие-то хлопоты? Тем более никакой прибыли не обещающие, а наоборот, наверняка обещающие убытки. Ведь скоро все равно сделают единую службу 112 – вложишь деньги, закупишь оборудование, а потом все ломай и выкидывай?
Разумеется, здесь можно поговорить о социальной ответственности бизнеса. И реально проверить, как у наших телефонных бизнесменов с этой ответственностью. Оказывается, у всех по-разному. Одна компания (предлагающая, кстати, самые дешевые тарифы и потому наиболее популярная у молодежи) вовсе на эту проблему наплевала. При наборе «нулевого» номера она сначала предлагает подождать, а потом честно признается, что связи нет. Другая предлагает перезвонить по 112, а после этого, узнав, какая конкретно служба вам нужна, производит переадресацию звонка. Наконец, третья вместо стандарта GSM использует другой и спокойно принимает все экстренные вызовы, автоматически направляя звонки по нужному адресу.
Правда, в последних двух случаях не стоит обольщаться – соединят вас, возможно, не по «нулевой» линии, а по обычной. То есть той, которая может быть занята, заблокирована и не обеспечивает гарантированную запись переговоров. Но тут уж, как говорится, не до жиру...
Счастья вам...
в пилотной зоне
Так как все-таки со службой 112? Ведь кроме вышеупомянутого постановления правительства есть еще и выпущенный в развитие оного документа приказ по Министерству связи и информационным технологиям № 142 от 17 ноября 2006 года. В нем также предписано в 2008 году по всей России перейти на трехзначную систему вызова экстренных служб. Более того, как объяснили мне специалисты, это должна быть такая замечательная система, которая позволяет звонить с мобильника, не только не имея на счету ни копейки, но даже не имея в нем SIM-карты... Вот какое светлое будущее, и оно уже совсем рядом!
В Петербурге, как выяснилось, созданием указанной системы занимается специально созданное государственное учреждение «Городской мониторинговый центр» комитета по информатизации и связи. Вот что рассказал мне его директор Геннадий Щемелев.
– Создание службы 112 предполагает целый комплекс технических и организационных мероприятий. Техническая сторона нам ясна, и она практически готова. Сейчас мы совместно со специалистами Министерства связи и массовых коммуникаций, МЧС, другими структурами согласовываем совместный план действий для внедрения системы в пилотной зоне Санкт-Петербурга до конца этого года. Но для этого необходимо внести изменения в ряд нормативных актов разного уровня, утвердить проект концепции системы как на местном, так и на федеральном уровнях.
Поясним читателю, что концепция – это, к примеру, то, будет ли вновь создаваемая единая диспетчерская служба подменять все ныне существующие. Или, допустим, таковые останутся, а новая будет на них перераспределять поступающие звонки. Или все будут сидеть в одной большой комнате... А также это то, как будут состыковываться между собой дежурные службы разных ведомств, работающие на разной аппаратуре и по разным алгоритмам. Если все это еще на уровне утверждения проекта, то до полной победы «революции» еще явно далеко.
Впрочем, проблемы, и весьма существенные, останутся и после создания этой замечательной системы.
Об одной из них мне рассказали в управлении МЧС по Ленинградской области. Там данной темой занимаются вплотную – мобильная связь на территории области и сама-то по себе работает не всегда устойчиво, и к тому же в случае экстренных вызовов другой может просто не оказаться...
– Набирающий номер экстренной связи с мобильного телефона на территории области часто сталкивается с тем, что его звонок принимает не ближайшая дежурная служба, а какая-то отдаленная. Может быть, в другом районе, или в Петербурге, или даже в другой области, – рассказывает начальник технической части Центра управления силами ФПС по Ленинградской области Олег Нагибин. – Это связано с невозможностью точного определения положения абонента относительно административной границы районов. Введение единого номера не только не решает эту проблему, но и усложняет задачу абонента. Появляется лишнее звено – диспетчер, еще одна «степень неопределенности», явно увеличивающая время реагирования на звонок.
С появлением службы 112 появятся и новые проблемы. К примеру, экстренное соединение без SIM-карты лишает диспетчера возможности определить зашитые в этой карте индивидуальные данные телефона и его хозяина. Те, кому звонок адресован – к примеру, пожарные или милиция, – если понадобится что-то уточнить, перезвонить абоненту не смогут. А у тех, кто хочет сделать анонимный звонок – скажем, о несуществующей террористической угрозе, – будут развязаны руки. Их невозможно будет установить. Насколько мне известно, оператор, использующий сейчас номер 112 для экстренной связи, с подобными случаями уже сталкивается. Что же будет, когда этот номер заработает «в полный рост»! Думать об этом надо сейчас, чтобы потом не схватиться за голову: ах, мол, проморгали...
А пока, уважаемый читатель, не знаю даже, что вам и посоветовать. Утешать красивыми обещаниями быстрого и полного решения проблемы, как видите, права не имею. Рекомендовать одного оператора мобильной связи и не рекомендовать другого не могу – это будет реклама и антиреклама. Могу пожелать лишь терпения – жизнь хорошая все-таки когда-то начнется, и пресса обязательно об этом даст знать. Да и пусть судьба вас заставляет как можно реже звонить по «нулевым» номерам. А если заставит – пусть рядом с вами в трудную минуту окажется старый добрый стационарный телефон./spbvedomosti.ru/