28.01.2008 2007 год для противопожарной службы столицы запомнился прежде всего новогодним фейерверком
Корреспондент «Вечерки» встретился с первым заместителем по ГПС начальника ГУ МЧС России по г. Москве (а если проще – главным пожарным столицы), генерал-майором внутренней службы Виктором Климкиным. Естественно, первый вопрос: чем запомнился 2007 год?
– Прежде всего новогодним фейерверком. Я не шучу. Такой огненной вакханалии, как в начале 2007 года, не было никогда. Мы, конечно, предупреждали и власти, и население о том, что продажа некачественных пиротехнических устройств китайского производства приобрела угрожающие масштабы. Но нас не очень-то слушали. В итоге это вылилось в почти непрерывный двухнедельный ночной фейерверк с соответствующим грохотом. 95 случаев повреждений, оторванные пальцы, обожженные лица, покалеченные дети. Такое вряд ли быстро забудешь…
– Судя по недавно завершившимся праздникам, с этой проблемой вам справиться удалось. Но в ушедшем году были и крупные пожары. Какой из них вы бы записали в актив своему ведомству, а какой – в пассив?
– В актив своим сотрудникам я бы записал тушение пожара 9 ноября на Загородном шоссе. Это может показаться не логичным, поскольку три человека погибли. Но люди находились в квартире, где произошел взрыв газа, а пожар был очень сложным. Горели четыре квартиры на 9-м этаже двенадцатиэтажного здания. Затем пожар распространился на 10, 11 и 12-й этажи. Были применены автолестницы, коленчатый подъемник, подключено 26 отделений. Наши сотрудники вынесли из огня 28 человек… За эту работу я ставлю плюс.
Что же касается тяжелого впечатления, то оно осталось после пожара 2 октября в здании института на 1-й улице Машиностроения. Можно, конечно, говорить, что сигнал поступил в дежурную часть с опозданием, когда уже полыхало, что строители, работавшие рядом, прибежали помогать и в какой-то степени спровоцировали прыжки людей с 4-го этажа. Но ведь в результате погибли молодые, симпатичные ребята… Такое забыть невозможно.
– Виктор Иванович, у вас есть возможность знакомиться с зарубежным опытом в своей сфере. Скажите, какие последствия были бы в развитых западных странах, произойди там аналогичный случай?
– Аналогичного случая в развитых странах Западной Европы, США или Японии произойти просто не могло. Там никто даже представить себе не сможет, что руководитель какой-то компании запирает дверь назадымляемого выхода. Но, если на секунду представить, что такое произошло, руководитель предприятия (или вуза, как в данном случае) был бы арестован первым. И вряд ли вышел бы на свободу в ближайшие несколько лет.
– В конце октября правительству Москвы был представлен проект нового городского закона «О пожарной безопасности». Вы являетесь одним из авторов этого документа. В нем прописана новая городская квота оперативных сотрудников противопожарной службы – 1 человек на 650 жителей. Откуда взялась эта цифра?
– Поверьте, не с потолка. Моя кандидатская диссертация посвящена этой проблеме – расчету необходимого количества оперативных сотрудников для обеспечения пожарной безопасности. В современных московских условиях пожарная часть наиболее эффективно работает в радиусе 2 км. В этот радиус попадает энное количество домов и жителей. Для них установлены нормы, которые определяют количество специальной техники. Ее обслуживают пожарные расчеты. В результате получается некоторое количество сотрудников. Далее мы моделируем вполне реальную ситуацию: на территории района одновременно возникает пожар пятой, наивысшей категории сложности, и еще в непосредственной близости по одному номеру четыре и три. Значит, надо учитывать необходимость присутствия сил. Вот из этих параметров и выводится оптимальное количество пожарных на единицу местности. Отмечу, что в данном случае расчет сделан для мегаполиса. Его нельзя автоматически перенести на местность с малоэтажной застройкой…
– Насколько нам известно, в ушедшем году город приобрел для пожарных частей несколько единиц уникальной техники…
– Это правда. В частности, приобретен вертолет BK-117, предназначение которого – снимать людей с крыш горящих зданий. Вообще воздушная техника уже прочно вошла в нашу практику. Так, в течение года осуществлено 1170 сбросов воды с вертолетов на горящие здания. Но вертолет-спасатель – это новинка. Приобретены высотные подъемники, четыре с лестницами длиной 90 метров и один – 101 метр (таких в мире всего две). Во время проведения учений на только что построенном высотном здании «Триумф-Палас» на Ленинградском проспекте был потушен пожар на 42-м этаже на высоте 145 метров!
В ушедшем году мы впервые использовали установку для тушения с помощью азота пожаров в узких пространствах. Кислород вытесняется азотом, и пожар прекращается из-за отсутствия продуктов, поддерживающих горение. Мы потушили пожар, возникший в межпанельных швах многоэтажного дома. Не скрою – к данной технике есть претензии, ее надо дорабатывать.
– Вы хотели бы отметить кого-то из своих людей. Возможно, тех, кто вывел из пожаров наибольшее количество людей?
– Это их работа. Поэтому никого отмечать не буду. А вот случай, когда гражданские люди – отец с сыном в Юго-Западном округе – вывели из задымленного здания своих соседей, – я бы отметил. На Западе детям сразу же объясняют: увидели дым, почувствовали запах гари, идите к пожарному выходу, автоматически. Есть старший по объекту, он осматривает помещения и руководит эвакуацией. У них сейчас это норма. И у нас раньше было так же, но в 1990-х мы многое потеряли. Сейчас восстанавливаем по мере сил.
– В последнее время очень много говорят о поджогах как о способе сведения криминальных счетов. Насколько, на ваш взгляд, актуальна эта проблема в Москве?
– Это скорее шлейф проблемы. Сравните: в 2006-м в пожарах, причиной которых явился поджог (что установлено следствием), погибло 55 человек, а в 2007-м – 8. Что это означает? Что дела по поджогам действительно расследуются и передаются в суд. Поэтому криминальное сообщество уже не считает поджог безопасным способом сведения счетов. Отсюда и такое падение статистики. А вот машину у соседа действительно могут поджечь. Из ревности, из зависти… Что же касается умышленного уничтожения обветшавшего жилищного фонда ради возведения новой застройки, то я что-то не припомню случая, чтобы в Москве горели кварталы старых домов. Думаю, как и вы. Просто, прессе иногда нужны сенсации.
Самые крупные пожары 2007 года
-3 февраля. Шоссе Энтузиастов, 58. Пожар в 3-этажном культурно-развлекательном центре «Слава». Площадь возгорания – 1000 кв. м. Обрушение перекрытий на площади 300 кв. м. Третья степень сложности.
-25 марта. Пожар в ночном клубе «911», находившемся в помещении театра Ленком по адресу Малая Дмитровка, 6. Загорелось оборудование эстрадного номера «Огненное шоу» (несколько канистр со спиртом). Пожар перекинулся на портьеры, отчего возникло сильное задымление. Пожарные вывели из клуба более 150 человек. 10 человек задохнулись в дыму.
-1 мая. Ул. Новозаводская. Пожар в жилом здании постройки 1932 года. Эвакуировано 80 человек. Вторая степень сложности.
-21 августа. Горели склады на улице Автомоторная, 1/3, на площади 800 кв. м. Третья степень сложности.
-4 сентября. Ул. Докукина, 10, стр. 5. Горели складские помещения общей площадью 5000 кв. м. На площади 200 кв. м произошло обрушение перекрытий.
-2 октября. 1-я улица Машиностроения. Пожар в здании Московского института государственного и корпоративного управления. Горел 4-й этаж 5-этажного здания старой постройки. 6 студентов задохнулись в дыму, 4 погибли, выпрыгнув из окон. Пожару присвоена пятая степень сложности.
-9 ноября. Пожар в жилом доме по Загородному шоссе, дом 10, корпус 6. Взрыв бытового газа в квартире 62. Огнем охвачены 4 соседние квартиры. Пожар распространился на 10, 11 и 12-й этажи. В ходе тушения спасено 28 человек, 3 человека погибли.
-24 декабря. Большой Гнездниковский переулок, 3/5, стр. 2. На строящемся 5–7этажном здании на всех 7 уровнях загорелись строительные леса. Общая площадь горевших строительно-монтажных конструкций – более 2000 кв. м. /«Газета «Вечерняя Москва»»/