28.01.2007 Во вторник в пресс-центре «ТАСС-Урал» с журналистами встречались временно исполняющий обязанности первого заместителя начальника Приволжско-Уральского регионального центра МЧС России по государственной противопожарной службе Эдуард МАКЛЕЦОВ и заместитель начальника управления государственного пожарного надзора ПУРЦ Виктор ШАНГИН, которые разъяснили положения Федерального закона от 25 октября 2006 года № 172-ФЗ.
Подавляющему большинству населения это ничего не говорит, а, по сути, закон отныне определяет количество концов у спасательного одеяла. Точнее, у пожарного одеяла.
Представим себе, что есть военный завод федерального значения, при нём недалеко выстроен посёлок, в который административно включена центральная усадьба колхоза-миллионера. Там и дворов немало, и ДК, и стадион имеются. Соответственно, появляются три пожарных депо. Пожарные на заводе финансируются федеральным органом — МЧС России. В посёлке они подчиняются Главному управлению МЧС РФ области и финансируются по другой смете расходов. А пожарное депо на центральной усадьбе колхоза — объектовое и вообще финансируется самим колхозом. Но в каждом депо работают люди, которым нужно платить зарплату, учить их правильно работать, начислять им льготы и пенсии. Кроме того, нужно платить за бензин для машин, за свет и тепло, за телефонную связь… А если на усадьбе вдруг возник пожар, например, в ДК? И объектовая пожарная охрана (примерно, одна цистерна и три человека в расчёте) не могут его ликвидировать самостоятельно? Пожарная охрана завода находится ближе, но там были вправе ответить, что они не поедут тушить этот пожар и спасать людей. У них финансовые расходы на данный выезд никто в учёт не возьмёт, не спишет, а начальника вполне могут привлечь за нецелевое расходование бюджетных денег. Вот если из министерства дадут прямой письменный приказ — тогда будет и выезд. Будьте любезны, просите помощь в посёлке.
А там отвечают приблизительно то же самое, только кивая на областное управление. Аналогично, — если пожар случился на заводе. Автор утрирует ситуацию, но именно так она выглядела до принятия закона. Представить себе такое поведение пожарных невозможно, потому что люди — в беде и не время разбираться, чей конец одеяла сейчас ближе. Ехали всегда ближайшие расчёты, а если сил и средств не хватало — поднимали по тревоге всех, кого только можно. Закон теперь это официально подкрепил.
Учитывая, что тушение любого пожара — это практически боевые действия, закон устанавливает жёсткий принцип единоначалия и ответственности за принимаемые решения. Если на пожаре присутствуют три пожарных расчёта из разных депо, то командует не тот, в чьём «ведении» находится горящий объект, а старший по званию или по должности. Он отдаёт приказы и потом подписывает рапорт, который будет считаться основанием на списание денежных средств, истраченных на спасение людей и ликвидацию пожара. Старший начальник и уголовную ответственность может нести за неправильно отданные распоряжения.
Таким образом, все пожарные в России становятся федеральными служащими. Исключения — частные пожарные депо. 140 тысяч сотрудников пожарной охраны в стране, которые должны были в этом году снять погоны и вместе с ними лишиться льгот, будут включены в списочный состав федеральных органов исполнительной власти. То есть полностью сохранят то, что имеют.
Эдуард Маклецов, Временно исполняющий обязанности первого заместителя начальника ПУРЦ МЧС России по государственной противопожарной службе: — Людям без разницы, кто приедет их спасать. Но глава региона по-прежнему отвечает за тушение пожаров на его территории. Поэтому мы будем обращаться к ним по организации дополнительных подразделений, чтобы сократить время выезда по вызовам на пожар./UPMONITOR.RU/