20.11.2006 Ежедневно в России в среднем происходит 583 пожара, по статистике в них гибнут 43 человека и уничтожается примерно 197 строений. Чтобы повысить эффективность противопожарных служб, недавно был принят закон, вносящий изменения в существующее законодательство о пожарной безопасности. О деталях нового закона журналистам в понедельник рассказали представители министерства по чрезвычайным ситуациям.
Пресс-конференция, состоявшаяся 20 ноября в Москве, носила вполне конкретное название: "Кто и как будет тушить пожары в России? Новое в законодательстве о противопожарной безопасности". Осветить эти вопросы взялись начальник Управления организации пожаротушения и специальной пожарной охраны МЧС России генерал-лейтенант внутренней службы Михаил Верзилин и начальник Правового управления МЧС России Андрей Москалец.
С журналистами встретились именно представители министерства по чрезвычайным ситуациям потому, что со вступлением в силу Федерального закона N 172 от 25 октября 2006 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пожарной безопасности" именно это ведомство становится главным "поставщиком" пожароохранных услуг в стране. Законодательство, действующее с 1 января 2005 года, создало ситуацию, которая побудила представителей министерства разработать и внести на рассмотрение в Государственную думу проект изменений. "Согласно закону 2005 года, существовало несколько видов противопожарных подразделений. Два основных признака, по которым их можно было дифференцировать, - это подчинение федеральным либо региональным органам управления", - сказал Михаил Верзилин.
В случае возникновения пожара в населенном пункте ответственность за его ликвидацию ложилась на пожарные части, находящиеся в ведении субъекта. Федеральные же подразделения МЧС даже в том случае, если они имели более широкие оперативные возможности для тушения огня, не могли принимать участие в этих операциях. В ведении подразделений МЧС находились лишь объекты государственного значения и памятники культуры. Такой подход выглядит не вполне рациональным. "Гражданам ведь все равно, какая часть будет реагировать на пожар, лишь бы он был ликвидирован быстро и профессионально", - заметил генерал-лейтенант Верзилин.
Еще один недочет во взаимодействии федеральных и региональных пожарных - дублирование деятельности органов управления. МЧС в регионах участвовало в решении вопросов законотворчества и отвечало за реализацию этих законов. Те же задачи выполняли создаваемые в субъектах РФ местные органы, отвечающие за пожарную охрану.
Внесенные в закон изменения призваны устранить эти проблемы. Фактически, закон N 172 реформирует структуру органов пожарной охраны в субъектах РФ. "Федеральным службам дано право создавать свои подразделения, которые будут заниматься тушением пожаров в населенных пунктах. И эти органы буду закреплены за МЧС", - пояснил г-н Верзилин. Это означает, что федеральным службам даны полномочия по тушению и мобилизации любых пожаров. Кроме того, по словам представителя МЧС, порядок формирования новых подразделений будет утверждаться федеральным центром индивидуально по каждому региону. Они будут создаваться на основе уже существующих частей. При этом руководство новыми органами пожарной охраны будет предано лицу, обладающему высшей властью в субъекте. Между представителями МЧС и губернаторами будут заключаться соглашения о передаче полномочий. Как сообщил генерал Верзилин, первое такое соглашение было подписано 14 ноября губернатором Московской области Борисом Громовым и министром по чрезвычайным ситуациям Сергеем Шойгу.
"Создание единой централизованной системы пожарной охраны позволит обеспечить единый подход в привлечении сил и средств, разработать общие методы в руководстве и в тактике действий пожарных команд", - перечислил другие преимущества закона генерал-лейтенант.
Как сообщил Андрей Москалец, внедряемые изменения не представляют угрозы для социальной защиты личного состава подразделений. По его словам, создание иной "конструкции" пожарных организаций, присвоение им федерального статуса означает, что льготы сотрудникам будут предоставляться по федеральным правилам, что в большинстве случаев лишь расширит блага, имевшиеся у них ранее.
"Финансироваться новые подразделения будут за счет федерального и местных бюджетов, а также за счет средств различных организаций", - сказал журналистам г-н Москалец. Средства организаций могут быть привлечены в том случае, если для охраны своих объектов они прибегают к услугам сотрудников государственных пожарных частей. Одно из изменений, внесенных в закон, обяжет владельцев некоторых объектов создавать на них подразделения пожарной охраны, при этом вид организации, осуществляющей охрану, не устанавливается. В ближайшее время федеральными службами будет подготовлен полный список таких объектов.
Вопросы финансирования новый закон затрагивает еще и потому, что ликвидация дублирующих органов может дать серьезную экономию средств на содержание всего пожаро-охранного аппарата субъекта РФ. По информации Михаила Верзилина, на сегодняшний день содержание пожарного управления Московской области ежегодно обходится в 100 млн рублей. Он также сообщил, что министерством юстиции почти закончена работа по подготовке к введению "пожарного аудита", который позволит сделать более эффективным надзор за расходованием средств, выделяемых на пожарную охрану.
В целом, как было сказано на пресс-конференции, прошедший год в сравнении с предыдущим по оперативной пожарной обстановке выглядит более благополучно. За десять месяцев 2006 года было зарегистрировано 177 142 пожара, что почти на 5% меньше, чем в 2005-м. Смертность в результате пожаров сократилась на 6,4%. Однако прямой материальный ущерб в результате таких чрезвычайных ситуаций увеличился на 17,9 % и составил 6 476,4 млн рублей./strana.ru/