20.11.2006 О нововведениях в области федерального законодательства о пожарной безопасности сообщили в рамках пресс-конференции 20 ноября начальник Управления организации пожаротушения и специальной пожарной охраны МЧС России, генерал-лейтенант внутренней службы Михаил Верзилин и начальник Правового управления МЧС России Андрей Москалец, сообщает корреспондент ИА REGNUM.
По словам Михаила Верзилина, после принятия 122-го федерального закона ситуация в сфере законодательных мер по обеспечению пожарной безопасности складывалась следующим образом: согласно закону, имеется несколько видов пожарной охраны - государственная противопожарная служба, действующая на федеральном уровне, и противопожарные службы субъектов Федерации, а также ведомственная, муниципальная, частная и добровольная пожарные охраны. После принятия 122-го закона ответственность за тушение пожаров организацию тушения пожаров была возложена на администрации субъектов Федерации, а в полномочия федеральной противопожарной охраны входило тушение пожаров на стратегически важных объектах, имеющих значение для национальной безопасности, объектах культурного наследия и т.п. Таким образом, пояснил Верзилин, формально пожары на территориях, в жилых районах, должны были реагировать противопожарные службы субъектов Федерации. "Происходит казус: если пожарная часть федерального подчинения находится к объекту ближе, чем пожарная часть регионального подчинения, то федералы должны оставаться на месте и не превышать своих полномочий, а реагировать должны местные пожарные. Но гражданам все равно, какая пожарная охрана будет реагировать на вызов - главное, чтобы это были профессиональные, подготовленные люди", - подчеркнул Верзилин.
Второй причиной для внесения изменений в законодательство стало то, что на территориях появились два органы управления, которые работают, по сути, в одной области, вследствие чего возникли вопрос параллельной работы. Это побудило МЧС внести предложения внесения дополнений и изменений в законодательство РФ. Таким образом, появился и был принят 25 октября 2006 года закон №172-ФЗ о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в области пожарной безопасности. Основные направления этого закона, по словам Михаила Верзилина, это: наделение федеральной противопожарной службы полномочиями по тушению пожаров на территориях населенных пунктов, чтобы полноправно выезжать на любой пожар и оперативно реагировать; право создавать территориальные подразделения противопожарной службы в целях профилактики и тушения пожаров в населенных пунктах; подготовка порядка привлечения сил и средств для тушения пожаров на территории России. "Раньше закон трактовал так, что эти решения принимались на метах, то теперь будет решаться централизованно, - отметил Верзилин. - Мы обеспечим единые подходы к обеспечению сил и средств, а также к руководству организацией тушения пожаров".
Также, по его словам, в рамках закона определен вопрос о закреплении права субъекта Федерации оперативно управлять подразделением федеральной противопожарной службы на своей территории. Таким образом, расширены полномочия субъекта, дано право организовывать тушение пожаров силами государственной противопожарной службы. Также законом дан ряд льгот, обеспечивающих социальную защиту сотрудникам государственной противопожарной службы. Также в законе содержится статья, которая обязывает администрацию субъектов Федерации создавать и содержать пожарную охрану на стратегически важных объектах. От федерального органа исполнительной власти - МЧС - требуется составить такой перечень. Таким образом, имея подобный перечень руководители регионов будут знать точно, где необходимо формировать пожарную охрану.
Кроме того, еще в 2005 г. Советом безопасности было принято решение, согласно которому численность сотрудников противопожарной службы должна быть увеличена до 220 тыс человек. Таким образом, основным видом пожарной охраны станет федеральная противопожарная служба. Важным инструментом решения вопроса о едином подходе и устранении параллелизма будут соглашения между субъектом РФ и МЧС по передаче части своих полномочий.
Как добавил Андрей Москалец, особенность закона заключается в том, что какого-либо значительного, сложного перехода из ведомства к ведомству не будет. Государственная противопожарная служба, ГПС, по его словам, включает в себя все силы пожарной охраны. Финансирование же может быть не только федеральным, но и осуществляться за счет бюджетов субъектов Федерации и органов местного самоуправления, а также охраняемых организаций. Набор льгот и компенсаций гарантирован как для сотрудников ГПС, финансируемой из федерального бюджета, так и для сил противопожарной охраны, получающих средства из других источников. "Таким образом, нововведения не значат, что мы возвращаемся к ситуации до принятия 122-го закона. Это новый, самостоятельный этап реформирования пожарной охраны согласно закону 172-ФЗ", - подчеркнул Москалец.
Справка:
По данным МЧС, в первом полугодии 2006 г. зарегистрировано 172 тыс 142 пожара, что на 4,9% меньше, чем за аналогичный период 2005 г. В огне погибло 12 938 человек (снижение этого показателя за год составило 6.4%), материальный ущерб составил 6475,4 млн рублей (на 17,9% больше, чем в первом полугодии 2005 года). Наиболее неблагополучная обстановка с пожарами сложилась в Дагестане, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии, Марий Эл, Читинской и Мурманской областях./ИА REGNUM/