27.07.2006 Николай Королев: Уже второй день в Екатеринбурге проходят Всероссийские сборы руководителей и начальников отделов государственного пожарного надзора по субъектам Российской Федерации. Сборы проводит главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору генерал-полковник Геннадий КИРИЛЛОВ.
Конечно, на сборах подведут итоги и поставят очередные задачи. Пожурят кого надо и похвалят отличившихся. Но в связи с приездом в столицу Урала главного пожарного инспектора страны автора заинтересовали совсем другие вопросы. Недавно начался разговор о необходимости реформирования структуры Госпожнадзора и передачи его функций полностью или частично в ведение страховых компаний. С одной стороны — хорошо. Одной надзорной организацией меньше. С другой стороны — есть вопрос: кто будет нести ответственность за профилактику безопасности людей в местах массового их скопления: в школах, пионерлагерях, крупных гостиницах и торговых центрах, кинозалах и театрах?
В последние годы в Российской Федерации, в том числе и в Екатеринбурге, активно возводятся здания многофункционального назначения, такие как торгово-развлекательные центры «Екатерининский», «Парк Хаус», «Купец», «Антей» и многие другие. Гостиницы, торговые центры, автостоянки, развлекательные клубы, находящиеся в этих зданиях, должны в полной мере отвечать требованиям государственного пожарного надзора, чтобы обеспечить безопасное пребывание в них людей. При этом, когда автор разговаривает со специалистами в области пожарной безопасности, то они подчёркивают, что нигде, кроме как в России, на стадии строительства не вносится столько изменений в проектную документацию. Ну нет у строителей такого-то материала, и они заменяют его другим. А этот «другой» имеет совершенно иные свойства по горючести или ядовитости испарений. Строителям что? У них график сдачи, а тут какие-то «пожарники» тормозят, запрещают, акт сдачи не хотят подписывать. И какая их муха укусила?
Не муха, а память о пожарах в гостиницах «Россия», «Ленинград», здании Сбербанка во Владивостоке, о пожарах в торговых центрах за рубежом… Да что крупные торговые центры? Какая разница, где обывателю сгореть или задохнутся дымом — в крупном торговом центре или в маленьком магазинчике?
Сейчас сотрудники МЧС начали проверять противопожарное состояние свердловских школ в преддверии нового учебного года. Вчера проверка прошла в образовательном учреждении МОУ СОШ № 24 в Кировском районе Екатеринбурга. Инспектора проверили наличие пожарной сигнализации и незахламлённых запасных выходов. Нужное дело? Конечно! Ведь если взрослые люди при пожаре впадают в панику, то дети — тем более. Значит, задача пожарного инспектора — предупредить пожар. В корне пресечь саму возможность возгорания ещё на стадии проектной разработки объекта. И следить. И наказывать! Всё время, как только начинается процесс сдачи школ к учебному году, так начинаются проблемы у них с пожарной инспекцией. Решётки загораживают эвакуационные выходы, но необходимы от воров. Но вор оставит стены, а огонь заберёт жизни. Что важнее? Как отметили в пресс-службе ГУ МЧС по Свердловской области, в последнее время много внимания уделяется вопросам обеспечения безопасности в свердловских школах, в том числе выполнению требований государственного пожарного надзора. Вместе с тем к началу прошлого учебного года из 1 467 образовательных учреждений органами государственного пожарного надзора было принято лишь 538 (36,6%).
Однако вернёмся к слухам о реформировании структуры ГПН. Мы учим лейтенанта-пожарного инспектора четыре года в специализированном учебном заведении. Он должен очень много знать. Системы сигнализации, дымоудаления, требования строительных норм и правил, помнить характеристики строительных материалов, знать технику пожаротушения и т. д. и т. п. Теперь представим, что его функции перейдут к бизнесмену из страховой компании. Бизнес будет надзирать за бизнесом? А не получится ли, что, уходя от единичных фактов коррупции среди работников госструктуры, мы придём к схеме тотальной «покупки разрешений». Кто будет лицензировать деятельность страховой компании, выдающей страховое свидетельство пожароопасным объектам? Кто и сколько времени будет обучать страховых агентов хотя бы азам службы ГПН? Как часто будут они проводить профилактические проверки? Вопросы не праздные, ибо мне, как простому гражданину, погибшему в огне пожара в каком-нибудь маленьком магазинчике, в принципе будет уже безразлично, какую сумму страховой премии за мою безвременно оборвавшуюся жизнь получат потом мои родственники.
Кстати, есть и ещё один подводный камень. Называется он «разные карманы». Почти все крупные строительные фирмы имеют собственные или подконтрольные страховые компании. И те, естественно, не задумываясь, будут на построенные фирмой объекты выдавать страховые свидетельства. Деньги из одного кармана пиджака перекочуют в другой. Кто в таком случае будет думать о безопасности людей?
На все поставленные вопросы автор пока не услышал внятных ответов. Так может быть и не спешить с реформированием? Не выплёскивать вместе с водой и ребёнка из ванны? Поискать иные схемы противодействия коррупционерам? Ведь, как говорил классик, всем нам жизнь даётся только один раз./upmonitor.ru/