30.06.2006 Впервые в Курганской области сотрудники МЧС пустили журналистов на один из секретных объектов в Зауралье - резервную базу на особый период. Корреспондент ИА REGNUM Татьяна Макарова передает 30 июня с места события:
"Сначала мы долго ехали по просторам Курганской области, куда именно и даже в каком направлении, говорить не имею право - военная тайна. Указателей резервной базы, конечно, мы нигде не встретили, но о скорейшем прибытии туда подсказала заасфальтированная трасса, которая ни с того, ни с сего появилась среди деревенского бездорожья. Секретный объект, как и положено, обнесен забором и колючей проволокой. За забором - караульное помещение и несколько бункеров. Это и есть резервные хранилища на особый, как выражаются сотрудники МЧС, период. (Это грозное словосочетание товарищи при погонах не стали растолковывать, но подразумеваются, наверное, военные действия, радиоактивное заражение территории и другие напасти. - прим. авт.).
Начальник курганского управления МЧС Владимир Савинов уточнил, что привез нас всех сюда, чтобы показать, что сотрудники МЧС не только тушат пожары и спасают людей, но и "владеют способами реального приема людей и техники в особый период". По словам Савинова, на резервной базе во время этого самого особого периода (если, не дай Бог, он случится) будут сформированы подразделения гражданской обороны для участия в ликвидации последствий. Собственно, таких баз в Зауралье несколько, правда, где они находятся и какое количество хранимого в них имущества и техники, является государственной тайной.
После этих слов журналисты пошли по бункерам как на экскурсию, рассматривая и фотографируя совсем нередкие экспонаты. По прибитым на двери паспортам, мы поняли, что эти хранилища построены еще в 1969 году, и внутри меня не покидало чувство, что я попала в довоенное время, все было так натурально! Первый бункер, куда мы зашли, был забит техникой темно-зеленого цвета. Для меня ничего интересного - машины связи, машины химобработки, пожарные машины и полевые кухни. В другом хранилище на полках стояли и лежали канистры, каски, вещевые мешки и пожарные шланги. В третьем я увидела мрачные деревянные и железные ящики со всяким добром (например, с тушенкой), на которых приклеены ярлыки с наименованием имущества, датой закладки на хранение и сроком обновления.
Следующее хранилище было куда любопытнее. Особенно стеллажи с одеждой. Чего там только нет: валенки, сапоги, портянки, бушлаты, зимнее и летнее обмундирование, палатки. Все новое, аккуратно сложенное и подписанное по размерам. Как подчеркнули сотрудник резервной базы, у каждой вещи есть свой нормативный срок: 3 года, 5 и 10 лет. Когда это время истекает, имущество идет в действующую армию, а резерв пополняется новым. А потом мы поехали на развертывание лагеря резервистов. Его, конечно, развернули с самого утра. В лесу все территория лагеря обтянута бело-красной лентой, чтобы никто не смог заблудиться, а встречал нас человек в противогазе. Кругом стоят палатки: половина для техники, половина для людей.
Всю технику осматривают, проверяют, и все фиксируют технические работники, которые в мирное время работают просто пожарными, спасателями, а в экстренных ситуациях мобилизуются. В палатках работает телефонная связь, электричество, белеют выкрашенные серебрянкой печки с дровами на случай зимы. Нам объяснили, что в особый период всех прибывших сюда людей, например, зараженных радиацией, сразу обрабатывают специальными составами. Кроме того, на въезде в лагерь сначала проверяют "полноту прибытия людей и техники". Людей кратко вводят в курс дела, оформляют документы, определяют размер противогаза и выдают его. А потом, в другой палатке, легким слезоточивым веществом человека проверяет, не пропускает ли это резиновое изделие. (Кстати, оказалось, что у меня нулевой размер противогаза, а всего существует 5 размеров).
После такого контроля новеньких досматривают медики и только потом отправляют в отделения распределения, отдельно для офицеров и рядовых. Люди получают одежду, собирают свои вещи и выходят на продовольственный пункт, чтобы подкрепится перед дальней дорогой. Подкрепляться в особый период, как выяснилось, будем гречневой кашей с растворенной в ней тушенкой. Во всяком случае, для нас и участников развертывания в алюминиевые тарелки положили это кушанье. Мы помыли руки и с аппетитом съели свои порции"./ИА REGNUM/