30.06.2006 Краевая прокуратура закончила следствие по делу о пожаре 16 января и направила его в Первореченский суд Владивостока. Материалы уголовного дела составили 27 томов, расследование вели 16 следователей, назначено и проведено более 30 экспертиз.
Скамья подсудимых ждет пятерых обвиняемых. Это начальник сбербанковского филиала Людмила Феофанова, «завхоз» филиала Виктор Хаников, гендиректор ООО «Восточная стена» (чей офис располагался под банкирами) Виктор Марченко, начальник Первореченского отдела Госпожарнадзора подполковник Сергей Лузган и старший инспектор госпожарнадзора Алексей Лобанов. Все обвиняемые, за исключением инспектора, в ожидании суда сидят в СИЗО-1 на Партизанском проспекте. Их заключение длится уже пять месяцев.
Феофанова, Хаников и Марченко обвиняются в нарушении правил пожарной безопасности, повлекшей по неосторожности смерть двух или более лиц (ч. 3 ст. 219 УК РФ, предусматривает до 10 лет лишения свободы). Пожарные обвиняются в халатности, повлекшей смерть людей (ч. 3 ст. 293 УК РФ - до 10 лет) и в должностном подлоге (ст. 292 УК РФ - до 2 лет).
- Ни Феофанова, ни Марченко своей вины не признают, - говорит Владимир РАДМАЕВ, начальник отдела по расследованию особо важных дел краевой прокуратуры. - Но я полагаю, что суд во всем разберется. Делать сейчас какие-то прогнозы я не буду.
Информация к размышлению
Другие уголовные дела, связанные с пожаром 16 января.
1. Дело «о прохожих-хулиганах»
Во время пожара Евгений Курдин, водитель первой машины-лестницы, начал спасать людей из левого крыла здания (где, кстати, и находилось сбербанковское начальство), в то время как наиболее опасными были центр и правое крыло здания. Очевидцы трагедии Владислав Казадаев и Александр Смилянский бросились к водителю. Один из них толкнул пожарного, второй ударил по лицу, разбив губы.
Сейчас Казадаева и Смилянского обвиняют в насилии по отношению к представителю власти (ст. 318 УК РФ). Дело направлено в Первореченский суд Владивостока.
2. Дело о мародерстве
После пожара выяснилось, что из оставленных в здании женских сумочек пропали сотовые телефоны. Милиции удалось быстро найти мародеров (они не потрудились даже сменить SIM-карты). Ими оказались пожарные Алексей Курбатов, Денис Комиссаров и Алексей Погорелов. Это дело уже рассмотрено в суде, двое пожарных получили условные сроки, третий отделался легким испугом: потерпевшие согласились на примирение.
3. Дело о лжетерроризме
На четвертый день после пожара житель Находки Олег Дудко, находясь в одном из филиалов Сбербанка, кричал, что взорвет помещение. Дудко был схвачен, скручен и обвинен в «заведомо ложном сообщении о теракте» (ст. 207 УК РФ). Дело в суде.
4. Дело о непрофессионализме пожарных
Вообще-то такого уголовного дела нет и, похоже, не будет.
- Комиссия специалистов из Иркутска оценила действия пожарных в ходе событий 16 января, - рассказывает начальник отдела по раскрытию особо важных дел краевой прокуратуры Владимир Радмаев. - Мы пока еще не получили всех материалов экспертизы. Но уже сейчас ясно, что эксперты не нашли в действиях пожарных состава преступления.
Потери
При пожаре погибли 9 человек,
13 человек получили ожоги и ранения различной тяжести,
30 человек обратились за медицинской помощью в связи с острым психозом.
Ущерб зданию составил 26 миллионов рублей.
Из первых уст
Мать одной из погибших:
- Я прошу не называть мою фамилию. Но думаю, что могу говорить от лица всех семей погибших - мы перезваниваемся, и я знаю их мнения. Мы считаем, что, конечно же, главная виновница трагедии - Феофанова. Она должна была заботиться о безопасности подчиненных. И ее однодельцы тоже виноваты - пусть суд определяет степень вины каждого и наказание. Мы по-прежнему считаем, что пожарные могли спасти людей, но не сделали этого. И за это их надо судить, а не награждать.
Тем ребятам, что били пожарного, я сочувствую. Наверное, на их месте я поступила бы так же.
Конечно же, суд не вернет мне дочь, не вернут детей и остальным родителям. И тем, кто стал после пожара инвалидом, как Лариса Захарова, которая до сих пор лечится в Москве, здоровье уже никто не вернет. Но все-таки хочется справедливости. Вот только я сомневаюсь в том, что суд будет объективным. Нет у меня доверия ни к «независимой» экспертизе из Иркутска, ни к властям, которые умудрились взыскать подоходный налог с компенсаций семьям погибших.../vlad.kp.ru/