20.06.2006 Сегодня специалисты МЧС могут по минутам восстановить картину случившегося. Как оказалось, непосредственно возгорание спровоцировал разряд статического электричества.
- Так «искрит» каждый человек, - пояснил помощник начальника Главного управления МЧС Украины в Харьковской области Игорь Лупандин. – Потому-то на пожароопасных предприятиях работники всегда должны быть соответствующим образом экипированы. Но рабочий, которому в ту смену было поручено заполнить баки с ацетоном, этого не сделал. Вторая ошибка заключалась в том, что он работал не в отдельном помещении, как того требуют правила, а прямо в цеху. Так что воздух в помещении пропитался парами этой легковоспламеняющейся жидкости.
Искра привела к мгновенной вспышке, рабочий испугался, перевернул бак, и горючая жидкость залила цех. Огонь тут же распространился по помещению. Его подпитывали сложенный целлофан и готовая продукция. Оказывается, в сушеном виде «Мивина» не только хорошо горит, но и, обугливаясь, поддерживает высокую температуру. Да и пальмовое масло внесло свою лепту: при нагревании оно покрывается пленкой, которая не пропускает воду.
- Когда ее переставали поливать, пленка плавилась, и оттуда вырывался новый факел, - вспоминает Игорь Лупандин.
У спасателей плавилась обувь, от запаха горящих специй один из огнеборцев даже потерял сознание.
- Но страшно было другое, - говорит Игорь Лупандин. – Если бы огонь добрался до цистерн с ацетоном, прогремел бы такой взрыв, что все в радиусе ста метров превратилось бы в развалины.
Пожара такого масштаба, по словам Игоря Лупандина, Харьков не знал около 30 лет. Именно поэтому руководивший спасательными работами начальник управления МЧС в Харьковской области Павел Одарюк срочно присвоил происшествию четвертый класс опасности. Огнеборцам удалось задействовать максимум техники, избежать трагедии и погасить огонь к утру.