26.06.2023
До 24 июня 1803 года как таковой профессии «пожарный» не существовало. На Руси бывали опустошительные пожары, которые уничтожали целые города. Конечно, некие противопожарные меры принимались. В основном это были рекомендательные и запретительные распоряжения властей, которые условно можно датировать началом XVI века. Так, при Иване III в 1504 году создаются одни из первых противопожарных правил на Руси. Они предписывали горожанам не топить избы и бани летом, без крайней необходимости не держать по вечерам огонь в доме. Кузнецы и ремесленники должны были располагать свои рабочие постройки вдали от домов. В то же время устанавливался дозор из горожан при особых караульнях.
Первые реальные шаги к созданию профессиональной пожарной команды предпринимал Петр Великий, но полностью воплотить эту идею в жизнь получилось лишь в начале XIX века. Только в 1803 году по указу императора Александра I жителей освободили от пожарной повинности и составили профессиональную пожарную команду из солдат, негодных к строевой службе. После этого в городе появляется 11 пожарных частей, оборудованных для борьбы с огнем, здания пристраивали к полицейским участкам. С того времени у каждого района появилась новая архитектурная доминанта – каланча (наблюдательная башня). На них несли службу самые опытные пожарные, которые отлично знали свой район, могли сказать, что там – дым идет из кузни, а с другой стороны видны признаки пожара. При обнаружении возгорания наблюдатель бил тревогу в колокола, размещенные у начальника части и в казармах, они соединялись с каланчой системой веревок. На самой башне вывешивались сигнальные флаги, чтобы в других районах знали, что случилось происшествие и при необходимости могли прийти на помощь.
Нередко плохая погода мешала передавать сигнал соседям, потому позже флаги заменили на «воздушный телеграф». После сигнала «тревога» пожарный обоз выезжал на место пожара. Первым выезжал верховой, у него была труба, а ночью – специальный балансирующий фонарь: аналог современных сирен и проблесковых маячков. Затем шла повозка, которая называлась «линейка с пожарными служителями и трубобочечный ход с ручным насосом». Замыкал обоз ход, на котором перевозились лестницы, багры, топоры и другой инструмент. Последовательность в обозе сохранялась неизменной до 20-х годов XX века. Постепенно конные ходы заменили машины, техника постоянно развивалась, давая команде новые преимущества в борьбе с огнем.
⇲
https://spbdnevnik.ru/news/2023-06-26/nina-skorynina-novaya-professiya-pozharnyy