26.01.2023 26 января 1932 года на внеочередном заседании Охотско-Эвенского окружного бюро крайкома ВКП(б) принято решение «организовать противопожарную охрану», для чего «выделить во всех предприятиях (ЦМЗ, АКО, Интегралсоюз и других) определенных лиц, отвечающих за противопожарную охрану».
Приказом Эдуарда Берзина с 1 января 1933 года пожарная охрана Дальстроя со всем наличием имущества, инвентаря и личным составом была включена в состав Севвостлага. В ноябре того же года для «наиболее полного обслуживания Магадана и Нагаево пожарной охраной» было утверждено штатное расписание военизированной пожарной охраны «в числе 160 штатных единиц», включающих в себя штаб ВПО из 14 человек, в том числе пожарных 9, Магаданскую ВПО часть в составе 73 человек и Нагаевскую ВПО часть в составе 73 человек.
Пожарная охрана Колымы прошла сложный путь от пожарных лошадей до высокоэффективных многофункциональных автоцистерн. В настоящее время в подразделениях ГПС области работает более тысячи человек личного состава, на их счету сотни потушенных пожаров, десятки спасенных, буквально вынесенных из огня людей. Практика показывает, что пожарные расчеты первыми приходят на помощь пострадавшим, первыми вступают в борьбу с огнем и разбушевавшейся стихией.
ТАКЖЕ В ЭТОТ ДЕНЬ
26 января 1934 года Приказом Эдуарда Берзина «руководство, наблюдение и ответственность по судостроению» возложены на заключенного Н.Н. Рыбинского «с окладом 1000 рублей в месяц и выдачей на руки 40% премиального вознаграждения».
Период руководства Эдуарда Берзина отличался от последующей недоброй истории Дальстроя. Он верил, что доверенных ему людей при должной работе возможно «перековать» в достойных граждан. В середине 30-х годов заключенные свободно передвигались по поселку-лагерю, могли покупать продукты в магазине для вольнонаемных, у каждого были счета в сберкассе, куда перечислялся заработок из лагеря, с учетом определенных вычетов. Заключенные могли свободно писать письма, отправлять телеграммы и даже имели право вызывать на поселение свои семьи, чем многие и воспользовались.
- Почему колымские годы с 1932 по 1937 выпадают из летописи побегов? Это – время, когда там работал Эдуард Петрович Берзин. Он пытался, и весьма успешно, разрешить проблему колонизации сурового края и одновременно проблемы «перековки» и изоляции. Зачеты, позволявшие вернуться через два-три года десятилетникам. Отличное питание, одежда, рабочий день зимой 4-6 часов, летом – 10 часов, колоссальные заработки для заключенных, позволяющие им помогать семьям и возвращаться после срока на материк обеспеченными людьми. В перековку блатарей Эдуард Петрович не верил, он слишком хорошо знал этот зыбкий и подлый человеческий материал. На Колыму первых лет ворам было попасть трудно. Тогдашние кладбища заключенных настолько малочисленны, что можно было подумать, что колымчане – бессмертны. Бежать никто с Колымы и не бежал – это было бы бредом, чепухой… - писал о берзинском периоде лагерной Колымы Варлам Шаламов.
К сожалению, та эпоха ушла вместе с самим Берзиным вскоре после его ареста. Дальстрой ждали перемены.
26 января 1938 года Приказом по Дальстрою от 1 января отменен существовавший в Магадане порядок безвозмездного предоставления населению жилой площади со всеми коммунальными услугами. В связи с этим были введены квартирная плата и оплата всех коммунальных услуг. Ставка квартирной платы взята из постановления Моссовета 1936 года, а максимальная ставка в месяц за 1 квадратный метр жилой площади составляла 1 рубль 32 копейки.
26 января 1939 года начался ледовый рейс из Владивостока в Магадан Сталинского каравана пароходов «Николай Ежов», «Беломорканал», «Белоруссия» и «Комсомольск» при ледовой проводке ледокола «Красин».
В то время совершить переход из Владивостока в Магадан глубокой зимой было сравни подвигу, единственным исключением стал пароход «Сахалин» в 1932 году. Морская навигация для порта в бухте Нагаева, как правило, начиналась в мае, а заканчивалась не позднее декабря. Но перед зимой 1938–1939 годов на складах в Находке и Владивостоке скопилось множество грузов для предприятий Дальстроя и продовольствие, что не успели вывезти в летнюю навигацию. Правительство СССР приняло меры для доставки в Нагаево недозавезенных грузов, решение вопроса лично взял на контроль Иосиф Сталин, так что в народе будущий караван судов назвали Сталинским.
Было решено, что караван выйдет в Магадан в январе 1939 года. В Управлении морского транспорта Дальстроя был разработан подробный план приема каравана, который ожидался в бухте Нагаева спустя 8–10 дней после выхода из Владивостока. Это было рекордное время, для сравнения, переход парохода «Сахалин» длился около месяца. Надо ли говорить, что план Сталинского каравана также пришлось пересмотреть. Вместо расчетных 10 суток на дорогу ушло 38, а у некоторых пароходов и 64 дня.
Только солнечным утром 5 марта ледокол «Красин» и пароходы «Беломорканал» и «Николай Ежов» бросили якоря у ледового поля, простирающегося до берегов бухты Нагаева. К этому времени была создана ледовая разгрузочная площадка. Она находилась ближе к мысу Чирикова, чем было намечено раньше. Вскоре на льду выстроились длинные шеренги автомашин и тракторов-тягачей.
«Белоруссия» и «Комсомольск» не пришли в этот день. В ходе прокладки дороги через льды было принято решение разделить караван на две части, и «Белоруссия» и «Комсомольск» ранее ушли в Петропавловск. Проводку в Нагаево второй части каравана было поручено осуществить ледоколу «Лазарь Каганович». Только в канун 1 мая ледокол начал работу по проводке судов в бухту Нагаева. Сначала он пробил во льду канал до берега, затем прошел этим каналом туда и обратно, проутюжив чистую воду. К тому моменту у кромки льда на подходах к Нагаево, у кромки льда, помимо «Белоруссии» и «Комсомольска», уже пароходы «Боровский», «Хабаровск» и другие. Ледокол брал одно судно за другим, заводил в бухту, а по мере разгрузки вновь выводил их в море. Процесс занял несколько дней.
Так вторая часть Сталинского каравана достигла места назначения только в начале мая, для нее путь до бухты Нагаева занял примерно 64 дня.
26 января 1942 года в помещении Первого Магаданского горкинотеатра состоялся киноконцерт, в программу которого вошли выступления джаз-оркестра, артистов, участников художественной самодеятельности и просмотр звукового фильма «Большой вальс». Деньги, собранные от концерта (2695 рублей), переданы в фонд постройки танковой колонны.
26 января 1960 года «Магаданская правда» сообщила о сдаче в эксплуатацию многоэтажного дома для работников Магаданского механического завода со встроенной аптекой на улице Коммуны. Ныне это здание муниципальной аптеки №1 на углу современных улиц Коммуны и Билибина.
Газета писала:
- ...совсем недавно на улице Коммуны, где был пустырь, вырос новый многоэтажный дом, который заселили рабочие Магаданского механического завода. Вместе с ним «справила новоселье» и новая аптека. Одним только недовольны фармацевты - уж очень немноголюден их район. Но это огорчение временное. Рядом уже возводятся новые строения.
26 января 1965 года впервые на Колыме появились цыплята голландской породы белый леггорн. Вывели «голландцев» в инкубаторах совхоза «Дукча».
26 января 1967 года состоялся I съезд работников культуры Магаданской области. На нем присутствовало более 300 делегатов и 150 гостей.
26 января 1973 года приказом директора СВКНИИ №12 создан геолого-минералогический музей.
26 января 1982 года состоялся совместный пленум Областного комитета Красного Креста и коллегии облздравотдела по усилению борьбы с курением в Магаданской области.
26 января 2007 года состоялось учредительное собрание областной общественной организации «Содружество женщин Колымы», созданной с целью повышения статуса и роли женщин в общественной, политической и экономической жизни региона, защиты прав ребенка, материнства и детства, семьи и семейных ценностей.
⇲
https://magadanpravda.ru/lenta-novostej/istoriya/pozharnaya-okhrana-magadanskoj-oblasti-sozdana-91-god-nazad