19.10.2021 Он объяснил, почему горение продолжается, а авиацию не используют
Неделю назад Екатеринбург затянуло смогом из-за тления торфа под Солнечным. С тех пор санитарные врачи регулярно фиксируют превышение допустимой концентрации вредных веществ в воздухе, а весь город жалуется на невыносимый запах гари.
Уральский пожарный, который занимается тушением тлеющего торфяника в Солнечном, ответил всем гневным комментаторам. И рассказал, почему с помощью авиации тушить поля торфа бессмысленно и почему не видно, как сотрудники МЧС работают.
«Никто ничего не делает, неужели нельзя оперативно потушить?!»
— Увы, не получится. Мало того что торф тлеет на глубине, где до него сложно добраться, так, тлея, он превращается в почти пыль, которая (сюрприз!) очень плохо смачивается, а значит, плохо тушится водой. Предлагаю простой эксперимент: насыпаем полстакана муки, льем сверху воду. Упс. У нас не получится сразу тесто для лаваша. Мука всплывет наверх, оставшись на 99% сухой. А вода останется внизу. Придется долго и нудно всё это перемешивать, чтобы оно превратилось во влажное тесто.
«С тлеющим торфом ровно так же. Надо не только лить воду, но и перемешивать всё: долго, методично и очень трудозатратно»
«Почему не применяется пожарная авиация?!»
— Это мой любимый комментарий. Потому что конкретно в этих условиях она не нужна. Ибо неэффективна по сравнению с применяемыми способами. Возьмем Бе-200 (российский самолет-амфибия. — Прим. ред.). Он вмещает в себя целых 12 тонн воды. Силища. Сколько он сможет сбросить этой самой воды на пожар за час? С учетом забора воды, полета к месту пожара, ее сброса, последующего маневрирования и снова забора? Будем оптимистами, один цикл займет у него минут 20. Итого 36 тонн воды за час. Запомним это.
Сейчас на этом пожаре работает вполне себе наземный комплекс «Шквал» с производительностью 350 литров воды в секунду. В секунду! Это 1260 тонн воды в час. Ну окей, с учетом перерывов, еще каких-то непонятных ситуаций может быть меньше. Но сравните 36 тонн воды в час от самолета и 1260 тонн воды в час от «Шквала».
«Авиация эффективна там, где никакими иными способами воду не доставить вообще. Извините, у нас не тот случай»
пожарный
Кстати, чтобы работала авиация, надо остановить работу наземной группировки и разгонять ее. Потому что получить 12 тонн воды на голову может быть, мягко говоря, дискомфортно... Точно хотите раз в 10–15 снизить эффективность тушения?
«Нам говорят, что торфяники тушат 300 человек, а на фото видно полтора землекопа. От силы пять человек!»
— Площадь только очагов тления 4,5 га. Итого на одного «тушилу» приходится 150 квадратных метров тлеющего торфяника. Когда они работают в группах по 2–5 человек, площадь увеличивается кратно. Так что да, вы вот никак не увидите 300 человек на одном фото. Если только они не соберутся для этого специально вместо того, чтобы тушить очаги тления торфа.
«Мы проезжали по дороге мимо пожара, видели этих пожарных: только едят и спят!»
— У дороги расположен полевой лагерь, специально для приема пищи и сна предназначенный. Обед у нас с 13 до 14, ужин — с 18. Могу совершенно ответственно заявить, что мы обеспечены горячим питанием. Сегодня на обед был суп с картофелем, макаронами и мясом, а также каша. На ужин плов. И чай, естественно.
«Ну да, пожарные — не биороботы, они тоже люди, и иногда им приходится есть и спать»
пожарный
«Застройщики Солнечного и разрешительные органы не должны были строить этот микрорайон около торфяников! Это они во всем виноваты!»
— Ну тогда нам срочно надо предать анафеме и повторно позорно перезахоронить под Солнечным всех отцов-основателей Екатеринбурга и тех, кто идею строительства тут города поддержал. Как они посмели основать крупный промышленный центр среди торфяников?! Могли же догадаться, что в итоге тут будет крупная городская агломерация, которая от торфяников будет страдать?
«Нельзя вообще строить на торфянике. А тамхотят возвести целый микрорайон, который потом утонет в дыму»
— Торфяник, изрытый котлованами под фундаменты зданий и закатанный в асфальт дорог и тротуаров, не пыхнет точно. Ну нет таких прецедентов, чтобы из-под тротуарной плитки дымным смрадом дышала Геена огненная. Не-ту.
Резюмируя: если вы сорите комментариями в интернете, значит, интернет у вас есть. Вместе с доступом к огромному массиву литературы по тактике тушения пожаров, их специфике и сложности. Потратьте свое время на это, а не на написание дичи, выдающей в вас людей без школьного аттестата.
Подавляющее большинство тех, кто тушит этот пожар под Солнечным и руководит его тушением, живет здесь же, в Екатеринбурге, со своими семьями.
«Нам тоже тяжело дышать, мы тоже переживаем за своих близких. И делаем свою работу»
Ранее мы в прямом эфире обсудили с начальником лесного хозяйства, когда потушат торфяники и дым уйдет из Екатеринбурга. Прочтите также, можно ли из-за смога не вести ребенка в школу.https://www.e1.ru/text/incidents/2021/10/19/70201754/?from=yanews