13.09.2021 Иркутская область имеет "дурную" славу в происшествиях с воздушными суднами. Только за последние 20 лет случилось 12 крупнейших трагедий. Среди рухнувших самолетов и вертолетов не только частные воздушные судна, но и борты спасателей. Подборку самых громких авиапроисшествий, произошедших в Приангарье в 2001-2021 годах, публикует ИА IrkutskMedia.
2001 год. 145 погибших
4 июля 2001 года ночью на подлете к Иркутску разбился авиалайнер Ту-154 авиакомпании "Владивосток-авиа". Рейс следовал из Екатеринбурга во Владивосток с промежуточной посадкой в Иркутске. Пилоты выполняли маневр разворота и захода на посадку, когда авиалайнер неожиданно развернуло на 180 градусов, самолет начал падать. По предварительному анализу траектории падения он должен был упасть на поселок Бурдаковка в 34-х км от Иркутска. Пилотам удалось увести машину в сторону. Ту-154 рухнул на лесную поляну в нескольких км от села.
На место происшествия из Иркутска немедленно вылетели на вертолете спасатели МЧС, из ближайших населенных пунктов прибыли пожарные расчеты. Но спасать было уже некого. Ту-154 от удара разлетелся на множество мелких обломков, сохранилась лишь хвостовая часть лайнера.
Причиной ЧП стали ошибочные действия экипажа. При заходе на посадку экипаж не смог выдерживать установленную высоту в 850 метров. Чтобы исправить ошибку, второй пилот потянул штурвал на себя. Неправильные действия командира корабля лишь усугубили эту ситуацию, в результате самолет полностью потерял управление и разбился. Погибло 145 человек, в том числе девять членов экипажа.
2006 год. 125 погибших
9 июля 2006 года пассажирский самолет Airbus A310 авиакомпании "Сибирь" (S7) выполнял рейс №778 Москва-Иркутск. Приземлившись на взлетно-посадочной полосе иркутского аэропорта в 07.42, лайнер не остановился, съехал на поле, пробил бетонное ограждение и врезался в гаражный кооператив, который располагался в 280-ти метрах от "взлетки". В результате столкновения произошла частичная разгерметизация топливных баков и возгорание топлива под левой плоскостью крыла и центральной частью фюзеляжа. Всего погибло 125 человек. В их числе дочь известного писателя Валентина Распутина Мария и начальник Управления ФСБ по Иркутской области Сергей Коряков.
По результатам расследования Межгосударственного авиационного комитета (МАК) причиной катастрофы стали ошибочные и бесконтрольные действия экипажа. После повторной комплексной летно-технической судебной экспертизы было установлено, что непосредственной причиной авиакатастрофы явилась нештатная работа систем управления самолета, их конструктивные недостатки, ошибки в разработке логики бортового компьютера, снижение эффективности торможения самолета на пробеге.
2009 год. Четверо погибших
10 мая 2009 года, в 62 км от Иркутска, произошла катастрофа вертолета Bell 407 RA-01895. На борту, кроме пилота, находились губернатор Иркутской области Игорь Есиповский и сопровождающие его лица (два человека). В 17 км от площадки взлета вертолет столкнулся с деревьями, упал в лес, разрушился и сгорел. В результате четыре человека погибли.
По данным МАК, трагедия произошла из-за профессиональной неподготовленности командира воздушного судна к выполнению полетов на данном типе вертолета. К тому же несанкционированный полет выполнялся ночью, в горной местности, на высоте, которая была значительно ниже безопасной. Также были и другие сопутствующие факторы.
2011 год. Двое погибших
5 июля 2011 года в 190 км севернее Киренска Иркутской области произошло авиационное происшествие с вертолетом Ми-8Т авиакомпании "ЮТэйр" Приобского МТУ ВТ ФАВТ. Экипаж выполнял транспортно-связной полет по маршруту Усть-Кут -Даниловская площадь — буровая 72. На борту находились 13 пассажиров и груз.
После прибытия воздушного судна в район посадочной площадки 72-я Даниловская экипаж не смог обнаружить пригодную для приземления посадочную площадку и приступил к ее подбору с воздуха. Местность оказалась заболоченной. Однако было принято решение высадить пассажиров и разгрузить воздушное судно, удерживая вертолет в полувзвешенном состоянии.
Во время выгрузки часть пассажиров перемещалась из вертолета на землю и обратно. На поверхности постоянно оставались четыре человека, которые относили груз в сторону от вертолета. В процессе выполнения разгрузочных работ у вертолета началось кренение в левую сторону, которое, по объяснению командира воздушного судна, достигало 15-ти градусов. Попытки привести положение вертолета в нормальное состояние не увенчались успехом. Машина провалилась колесом в грунт и опрокинулась на правый борт. После этого лопасти несущего винта ударились о землю и начали бесконтрольно вращаться. Были повреждены левый двигатель и левая часть кабины. В результате случившегося двое рабочих, находящихся на земле погибли, еще один — пострадал. После остановки вращения вертолета борт воздушного судна покинули оставшиеся пассажиры и члены экипажа. Травмы получили одна из пассажирок вертолета, а также командир воздушного судна и второй пилот.
Май 2013 года. Девять погибших
6 мая 2013 года в районе села Преображенка Иркутской области произошло авиационное происшествие с вертолетом Ми-8 RA-24410 авиакомпании "Ангара". Воздушное судно взорвалось в воздухе при закладке взрывчатки для подрыва льда на реке Нижней Тунгуске, свидетелем катастрофы стал экипаж и пассажиры второго вертолета, также вылетевшего на инспекцию паводковой ситуации.
В результате ЧП погибли шесть сотрудников МЧС (среди них врио начальника регионального Главного управления МЧС Станислав Омельянчик) и три члена экипажа. Наиболее вероятной причиной взрыва вертолета стало неосторожного обращения с "боевиком" (готовый к применению заряд, в который вставлен капсюль-детонатор — прим.ред.) кого-либо из находившихся в грузопассажирской кабине вертолета. Вертолет Ми-8Т RА-24410 был технически исправен и подготовлен к полету. С учетом изложенных обстоятельств по результатам расследования принято решение о прекращении уголовного дела в связи с отсутствием состава преступления.
Август 2013 года. Двое погибших
6 августа 2013 года в Киренском районе Иркутской области произошло авиационное происшествие с вертолетом Robinson R44 ООО "ВСП Лизинг". Находившиеся на борту пилот и пассажир погибли, воздушное судно было разрушено. Известно, что полет выполнялся ночью. Воздушное судно врезалось в высокий берег в месте крутого поворота реки. Способствующим авиационному происшествию фактором могло быть возможное наличие тумана.
2016 год. 10 погибших
1 июля 2016 года самолет Ил-76 МЧС России вылетел с аэродрома в Усольском районе на ликвидацию лесного пожара в Качугском районе. На борту находилось 10 человек. В 11.30 экипаж должен был выйти на связь, однако этого не произошло. В результате двухдневных поисков самолет был обнаружен в 145-ти км от Качуга, все члены экипажа погибли. Выяснилось, что от крушения воздушного судна возник лесной пожар.
Указом президента России Владимира Путина за мужество, отвагу и самоотверженность, проявленные в экстремальных условиях, экипаж тяжелого самолета МЧС России Ил-76, погибший при тушении лесных пожаров в Иркутской области, награжден Орденами Мужества посмертно. На месте, где упал самолет, установили православный крест из лиственницы, возле него были посажены 10 сосен в память о погибших.
Из промежуточного отчета комиссии по расследованию крушения самолета, опубликованного Межгосударственным авиационным комитетом следовало, что экипаж многократно получал предупреждения системы: "Тяни вверх" и "Впереди земля". Параметрический регистратор был работоспособен и сохранил информацию о последних 39-ти минутах полета.
2017 год. Двое погибших
7 декабря 2017 в районе Братского водохранилища Иркутской области произошло авиационное происшествие с вертолетом Eurocopter AS-350 частного лица. После столкновения со льдом водоема воздушное судно ушло под воду. В результате ЧП погибли два человека.
Наиболее вероятно, авиационное происшествие произошло из-за потери управления вертолетом при выполнении полета в
условиях ограниченной видимости, вне видимости горизонта и наземных ориентиров.
#Пропавший_вертолет
Сентябрь 2018 года. Трое погибших
2 сентября 2018 года вертолет Ми-8 авиакомпании "Ангара", выполнявший спецрейс для проведения аэросъемки из Усть-Кута в Кунерму, пропал с радаров. На поиски воздушного судна немедленно отправился борт Росавиации, а также самолет Ан-26 одной из местных авиакомпании. Поисковая операция в этот день не дала результатов и была отложена до утра 3 сентября из-за наступления темноты и сложных погодных условий. На следующий день спасатели обнаружили разрушенный вертолет в 290 км на юго-востоке от Усть-Кута. С воздушного судна не было видно людей рядом с обломками. Также стало известно, что Ми-8 находился в труднодоступном ущелье.
Спасатели приземлились в полутора км от места падения воздушного судна и добирались пешком до места крушения. Специалисты предварительно установили, что Ми-8 получил сильные разрушения от удара о землю. Среди обломков вертолета нашли тела троих членов экипажа. В авиакатастрофе погибли трое человек: командир воздушного судна, второй пилот и бортмеханик.
Наиболее вероятной причиной авиакатастрофы стала потеря командиром воздушного судна пространственной ориентировки в горной местности в сложных
метеоусловиях. В итоге при попытке выполнения разворота вертолет столкнулся с поверхностью земли.
#Крушение вертолета
Октябрь 2018 года. Двое погибших
1 октября 2018 года произошло падение в реку Витим вертолета Robinson, принадлежащим ЗАО "Артель старателей "Витим". ЧП зафиксировали в пяти км юго-западнее Бодайбо Иркутской области. Предположительно, вертолет, вылетевший с посадочной площадки "Березовая", задел линию электропередачи и упал в воду.
В результате воздушное судно затонуло. Предположительно, на борту воздушного судна находились два человека. Оба погибли.
#Рухнувший_Robinson
2019 год. Двое погибших
27 июня 2019 в аэропорту Нижнеангарска Республики Бурятии произошло авиационное происшествие с самолетом Ан-24РВ иркутской авиакомпании "Ангара". Воздушное судно выполняло рейс из Улан-Удэ. Всего на борту находилось 43 пассажира и четыре члена экипажа. При посадке в аэропорту Нижнеангарска произошел отказ левого двигателя, после чего самолет выкатился за пределы посадочной полосы, где столкнулся с постройками и загорелся.
"После этого уже началась паника. Ведь самолет загорелся с правой стороны. Увидев огонь, все начали кричать. В конце салона аварийный выход открыла бортпроводница, а в начале салона, мы с мужиками выдавили окно запасного выхода и начали в первую очередь выталкивать женщин и детей. Пока они не выбрались, мы не выходили. Странно, но сама дверь почему-то не открылась", — рассказывал один из пассажиров Ан-2.
В результате ЧП погибли командир воздушного судна и бортмеханик. Всего за медицинской помощью обратились 19 человек.
Отметим, что пилот самолета Ан-24 Владимир Коломин, который погиб в авиакатастрофе 27 июня, подменял своего коллегу. В этот день в рейс должен был отправляться Михаил Большедворский, который плохо себя чувствовал.
После произошедшей авиакатастрофы в муниципальном образовании вводился режим ЧС.
#Крушение_Ан24
2020 год. Шесть погибших
19 июля 2020 года самолет Ан-2 вылетел из поселка Кырен Тункинского района Республики Бурятия, после чего не вышел на связь в установленное время. Более года его судьба была неизвестна. На борту воздушного судна находились два члена экипажа и четыре пассажира. Они должны были облететь территорию Тункинского и Окинского районов и определить область химической обработки лесов от тутового шелкопряда. Самолет искали как на территории Бурятии, так и Иркутской области. Поиски то приостанавливали, то снова возобновляли. В итоге в конце июля 2021 года воздушное судно было обнаружено туристами в Тункинском районе Бурятии.
Следователи осмотрели место авикатастрофы и обнаружили останки тел членов экипажа и пассажиров. Их направили в Иркутск для проведения судебно-медицинской и генотипоскопической экспертиз. Следователи продолжают расследование уголовного дела по ч. 3 ст. 263 УК РФ.
Между тем родственники членов экипажа и пассажиров самолета Ан-2, пропавшего в Прибайкалье в 2020 году, обратились к председателю Следственного комитета Российской Федерации Александру Бастрыкину. Они пожаловались на некачественную организацию поисковых мероприятий.
#Пропавший Ан-2
Апрель 2021 года. Двое погибших
23 апреля 2021 года в районе поселка Рысево Черемховского района Иркутской области произошло падение легкомоторного самолета N-65, принадлежавшего частному лицу. В результате случившегося погибли двое мужчин 55-ти и 70-ти лет — пилот и владелец самостоятельного изготовленного воздушного судна. Предположительно, они совершали пробный полет, закончившийся трагическими последствиями.
Следователи возбудили уголовное дело по ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена). В качестве основных версий произошедшего рассматривается механическую неисправность техники и ошибка пилотирования.
Сентябрь 2021 года. Четверо погибших
12 сентября 2021 года самолет L-410, выполнявший рейс Иркутск — Казачинское, совершил жесткую посадку в 4 км к юго-западу от пункта назначения. Четыре человека, включая пилота воздушного судна, погибли. Еще 12 пострадали. Всех пострадавших доставили в больницу. Вероятной причиной трагедии называется отказ навигационной системы. По факту авиаинцидента следователями СКР возбуждено уголовное дело. К проверке также подключилась Восточно-Сибирская транспортная прокуратура.
Мжду тем выживший пилот совершившего жесткую посадку самолета в Иркутской области рассказал о причинах авиапроисшествия. По словам мужчины, во время захода на второй круг пилоты взяли слишком низкую высоту, из-за сильного тумана не заметили сопку и врезались в нее.
15 сентября в Иркутской области объявлен днем траура по погибшим. Правительство Приангарья окажет материальную помощь родственникам погибших и пострадавшим в авиапроисшествии.
#Жесткая посадка
https://irkutskmedia.ru/news/1160316/