01.09.2021 Водитель должен иметь в своей машине огнетушитель. С одной стороны, это требование предъявляется законодательством. С другой, понятно, что ситуации бывают всякие, и наличие исправного огнетушителя может спасти чью-то жизнь или помочь избежать серьёзного материального ущерба. Однако выбор этого устройства не так прост, как может показаться на первый взгляд.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НЮАНСЫ
Пункт 7.7. ПДД РФ прямо обязывает водителя (в том числе, и легкового автомобиля) иметь с собой огнетушитель. При этом, требования к огнетушителю прописаны в ГОСТ Р 51057-2001.
Огнетушитель для автомобиля: требования в 2021 году
Требования к огнетушителю одинаковы, независимо от того, какой именно вид топлива используется в автомобиле – бензин, дизель, пропан или метан. Не являются исключением и электромобили.
ГОСТом 51057 устанавливаются следующие требования:
автомобильный огнетушитель должен быть либо порошкового, либо углекислотного типа;
огнетушитель для легковой машины должен содержать не менее 2 кг действующего вещества;
срок годности автомобильного огнетушителя не должен быть просрочен;
огнетушитель должен иметь этикетку с нанесённой на неё информацией: модель, инструкция по применению и т.д.;
на огнетушителе должна быть целая пломба.
Обратите внимание. Требования предъявляются не к объёму огнетушителя для легковой машины, а именно к массе вещества внутри него, определяемой по цифре на маркировке. Например, в устройстве с маркировкой «ОП-2» находятся 2 кг вещества, и такой огнетушитель для легковушки подходит.
Штраф за отсутствие в машине огнетушителя
Отсутствие в автомобиле огнетушителя или несоответствие его установленным требованиям наказывается штрафом в 500 руб. (ст. 12.5. КоАП РФ). Формально, чтобы проверить наличие огнетушителя инспектор ГИБДД должен осуществить процедуру досмотра автомобиля. Согласно статье 27.9. КоАП, досмотр производится только в присутствии двух понятых или с ведением видеозаписи процесса. При нарушении этих требований штраф можно легко обжаловать у мирового судьи.
Техосмотр автомобиля и огнетушитель
Наличие огнетушителя и его соответствие требованиям проверяется при выполнении технического осмотра. При обнаружении нарушений, техосмотр машина не пройдёт. Следовательно, перед посещением пункта ТО стоит убедиться, что с огнетушителем всё в порядке.
Как перевозить автомобильный огнетушитель
Местонахождение огнетушителя в авто определяет сам водитель. Главное условие — он должен быть легкодоступен.
КАКОЙ ОГНЕТУШИТЕЛЬ НУЖЕН ДЛЯ ЛЕГКОВОГО АВТОМОБИЛЯ
Для автомобиля допускаются два типа огнетушителей: углекислотный и порошковый. Каждый имеет свои преимущества и недостатки.
Углекислотный огнетушитель
При нажатии на рычаг из углекислотного огнетушителя (ОУ) выпускается струя углекислоты. Она механически оттесняет от места горения необходимый для огня воздух. Кроме того, за счёт резкого расширения при выбросе из огнетушителя, углекислота сильно охлаждается, поэтому она снижает температуру поверхностей, на которые попала. Это позволяет избежать повторного возгорания после испарения углекислоты.
На «углекислотнике» обязательно есть раструб, который позволяет точно направить вещество на огонь.
Плюсы и минусы углекислотного огнетушителя
Углекислотный огнетушитель имеет одно большое преимущество. После его применения не происходит засорение поверхностей какими-либо веществами: углекислота сразу же испаряется без каких-либо следов.
Минусы, однако, тоже существенны.
Самый главный недостаток «углекислотников» – они гораздо меньше подходят для тушения твёрдых веществ. Формально, они вообще на это не рассчитаны, и на их этикетках значок горючих веществ класса «A» (твёрдые вещества) перечёркнут.
На практике они хорошо работают в простых случаях, когда возгорание небольшое, и огонь - открытый, но могут быть бесполезны, например, при тлении в мягком предмете – скажем, в автомобильном сиденье. Углекислота просто испарится с поверхности и никакого влияния на тление не окажет. Помимо этого, возможно повторное возгорание, если предмет не успеет охладиться углекислотой до безопасной температуры – такое может произойти, когда площадь пожара уже приличная.
По причине отсутствия загрязнений после применения, углекислотными огнетушителями комплектуются пожарные щиты в музеях и прочих учреждениях с ценными и редкими предметами. Однако, для автомобиля это всё же не лучший выбор: порошковый огнетушитель гораздо универсальнее. Сбить пламя в выставочном зале и потушить салон автомобиля – это разные вещи.
Остальные минусы таковы:
больший вес: углекислота находится под большим давлением, поэтому баллон должен быть более прочным и иметь более толстые стенки, некоторым водителям такое устройство сложнее держать в руках;
вероятность получения обморожения при неграмотном использовании;
во время применения «углекислотник» труднее удержать, помимо большей массы, струя из них выходит под большим давлением;
относительно высокая цена.
Порошковый огнетушитель
Принцип действия порошкового огнетушителя (ОП) очень прост. При нажатии на рычаг огнетушителя, из него вырывается мелкий порошок (состоящий, в основном, из минеральных солей), который засыпает место горения и перекрывает доступ к нему окружающего воздуха. Пламя гаснет из-за отсутствия необходимого для него кислорода. Порошковые огнетушители – наиболее универсальны и подходят для тушения всех типов бытовых материалов.
Виды порошковых огнетушителей
Есть два вида порошковых огнетушителей:
Закачные огнетушители, в которых вещество находится под давлением, под воздействием которого и выбрасывается при нажатии на рычаг. Такие устройства более распространены. На них обязательно есть манометр, показывающий давление внутри. Оно должно быть нормальным – тогда стрелка манометра находится в зелёной зоне.
Газогенераторные огнетушители. В них при нажатии рычага происходит химическая реакция, в результате которой образуется газ, выталкивающий из баллона порошок. Такие устройства легче и могут быть даже пластмассовыми (ведь в баллоне нет давления), но менее надёжны. Кроме того, выброс порошка из них невозможно контролировать: после начала химической реакции огнетушитель опорожняется полностью.
Плюсы и минусы порошковых огнетушителей для автомобиля
Фактически, порошковые огнетушители имеют только один недостаток: после их применения на поверхности тушения остаётся порошок. Он не токсичен, но его уборка может представлять некоторую сложность. Однако при пожаре он надёжно изолирует материал от атмосферного воздуха и исключает возможность тления и повторного возгорания. Понятно, что ущерб от самого порошка в большинстве случаев гораздо меньше, чем от возможного распространения пожара.
Следует отметить, что не все порошковые огнетушители изначально рассчитаны на тушение твёрдых веществ. Поэтому при покупке следует обязательно убедиться, что на этикетке указан класс веществ «A» (не перечёркнутый значок).
ЧТО В ИТОГЕ
Итак, решая, какой огнетушитель выбрать для легкового автомобиля, следует учитывать следующее:
огнетушитель должен быть либо порошковый, либо углекислотный – при этом первый в автомобиле всё-таки предпочтительнее;
масса действующего вещества в баллоне должна быть не менее 2 кг;
на этикетке порошкового огнетушителя должно быть указано, что он пригоден для тушения твёрдых веществ (класс «A»);
порошковый огнетушитель лучше выбрать закачной, при этом в баллоне должно быть нормальное давление;
углекислотный огнетушитель должен быть оборудован раструбом;
срок годности огнетушителя не должен быть истёкшим;
пломба на рычаге не должна быть повреждена.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СОВЕТЫ ОТ ОПЫТНЫХ ВОДИТЕЛЕЙ
Опытные водители при выборе огнетушителя в автомобиль советуют обратить внимание на:
Дно огнетушителя. Выпуклая форма дна огнетушителя вызывает неудобство в его хранении. К тому же у таких моделей зачастую бывает более тонкий корпус – выше риск, что он получит повреждения и в самый неподходящий момент потеряет герметичность.
Запорно-пусковое устройство. Оно должно быть сделано из металла, предупреждают эксперты. Огнетушители, у которых этот узел пластиковый, ненадежные.
Форма форсунки.У порошковых огнетушителей может быть щелевидная или конусная форсунка. Первые укладывают тушащий пламя порошок веером на большую площадь. Вторые – бьют струей. Специалисты отмечают, что с горящим разлитым бензином первые справляются гораздо лучше.https://matador.tech/articles/nadeznyj-ognetusitel-v-avtomobil-na-cto-orientirovatsa-pri-vybore