05.08.2021 Во вторник, 3 августа, в пять вечера в женской группе WhatsApp нашего мошава Кфар-Урия появилось сообщение: «Помогите, горит участок рядом с детсадом. Пожарные еще в дороге». Это место находится в двухстах метрах от нашего дома. В окно были видны густые клубы дыма. По дороге бежали женщины, рвавшиеся войти в «горящую избу». Мы тоже выскочили на улицу.
На месте происшествия толпились люди с лопатами и граблями. Пожарный расчет только-только подъехал, и двое пожарных, неловко путаясь в рукавах шлангов, тянули их к очагам возгорания. Добровольцы, включая автора этих строк, поспешили им на помощь. Огонь разгорался сразу в нескольких местах, среди густого кустарника. В нескольких десятках метрах располагался сад, неподалеку местная винодельня. А еще в ста метрах находились жилые дома.
Пожарные, одетые в затрапезные робы, никак не могли определиться, с какой точки начать тушить, местные жители, не на шутку встревоженные пожаром в центре поселка, наперебой подсказывали, что делать.
Ситуация классического балагана усугублялась мигалками двух машин пограничной полиции. Но «магавники» тоже ничем не могли помочь двум немолодым и, похоже, не очень умелым пожарным, которые неуклюже взбирались по окружающим склонам.
Из пожарной машины, очень похожей на ту, которые я видел еще в далеком советском детстве, раздавались невнятные команды. В общем, все это очень не походило на героическую борьбу с огнем из многочисленных фильмов-катастроф. Наконец, с помощью знатоков расчет смог занять позиции и начал поливать обычной водой очаги пламени, угрожавшие превратиться в крупный пожар.
Примерно через полчаса появилась и вторая пожарная машина, но непосредственная опасность уже миновала. Однако, что было бы, если бы все случилось не вечером, а днем, когда дети находятся в летнгем лагере? Сомневаюсь, что при такой оперативности все обошлось бы без жертв. Причем в официальной WhatsApp группе местного совета сообщение так и не появилось.
Три года назад нам вместе с другими жителями пришлось бежать от пожаров, охвативших лесные массивы вблизи Бейт-Шемеша, рядом с которыми располагается и наш мошав Кфар-Урия. Тогда был эвакуирован частично выгоревший близлежащий мошав Харэль. Еще тогда я писал о неразберихе, царившей в нашем (и, я думаю, не только) поселке, когда неофициально в штабе чрезвычайной ситуации жителям советовали уезжать, но объявлять эвакуацию так и не решились. Тогда пожар тоже удалось остановить совсем недалеко от поселка.
Утром 3 августа сообщалось о большом пожаре в поселке Шореш, вечером о пожарах в жилых кварталах Иерусалима. Со времен трагедии в лесу Кармель в 2010 году, то есть уже более 11 лет, нам говорят о реорганизации пожарной службы, о том, что была поставлена задача прибытия пожарных расчетов в любую точку страны в течении нескольких минут. Но… воз, или, точнее, пожарные машины и ныне там.
Недавно мы столкнулись с тем, что израильская полиция не в состоянии обеспечить порядок в чрезвычайной ситуации. Но все-таки крупные беспорядки на улицах израильских городов бывают не так уж часто. В то же время крупные лесные пожары в Израиле — это регулярное явление, такое же, как летнее жара.
Конечно, можно утешать себя тем, что по всему миру стоит аномальная жара, что лесные пожары бушуют и в Греции, и в Турции, и в Италии, и даже в холодной Якутии. Но нам от этого не легче. Почему «нация стартапов» не может создать нормальные инфраструктуры развитого государства: полицию, пожарную службу, систему здравоохранения, систему образования?
Мы дождались правительства перемен, но самих перемен пока не видно и на горизонте. Минфин лишает людей пособия по безработице, а минздрав угрожает новым карантином.
Если подойти к вопросу философски, то можно сказать, что во всем виновато глобальное потепление. А если человечески – то во всем виноваты люди, которые по-прежнему смотрят на природу только потребительски и получают в ответ – то пандемию, то землетрясения, то лесные пожары. И кстати, никто в нашем мошаве давно не занимается сельским хозяйством – стало невыгодно. Повсюду полно заброшенных теплиц, но землю переводить под другие нужды не разрешают. Именно вокруг одной из этих теплиц и разгорелся пожар.
И напоследок: чтобы как-то восполнить ущерб, нанесенный природе, а заодно восполнить недостаток все дорожающих овощей и фруктов, недавно у ряда жителей возникла идея посадить так называемый «съедобный фруктовый лес». Это сравнительно недавняя тенденция, позволяющая фруктовым деревьям и ягодам расти без использования химических удобрений. Но, конечно, будет обидно, если такой своеобразный «вишневый лес» тоже сгорит в огне привычного израильского балагана.https://detaly.co.il/spustya-rukava-vzglyad-na-pozharnyh-s-mesta-pozhara/