10.07.2021 Наш земляк-речник Владимир Курчев — о кораблекрушении и своём опыте работы на реке
Десять лет назад произошла старшая трагедия: туристический теплоход «Булгария» затонул на Волге, совершая круиз по маршруту «Болгар — Казань». В катастрофе в районе села Сюкеево Камско-Устьинского района Татарстана 10 июля 2011 года погибли 122 человека, в том числе 28 детей.
Об обстоятельствах катастрофы мы вспоминаем с нашим земляком Владимиром КУРЧЕВЫМ. Вся жизнь Владимира Ивановича связано с рекой. Он работал на многих теплоходах, в том числе на «Булгарии», а с 1968 по 2013 год трудился капитаном катера «Задорный» Зеленодольского предприятия «ЭРА». В нынешнем году ему исполнился 81 год.
— Владимир Иванович, ваш опыт работы на теплоходе «Украина», позже переименованном в «Булгарию», очень интересен. Расскажите, как вы попали на это судно?
— После окончания Горьковского речного училища (отделение судовых механиков) в 1961-м я был направлен на дизель-электроход «Украина». Переименовали его намного позже, уже в 2010 году, всего за год до катастрофы. Назвали в честь Волжской Булгарии, видимо, чтобы привлекать туристов, ведь он совершал рейсы в Болгар. Теплоход был построен в Чехословакии в 1955 году на верфи в Комарно по проекту 785. Тогда это было современное двухпалубное судно, а в момент трагедии ему исполнилось уже 56 лет.
Вспоминаю, как 1961-м отправились в рейс «Москва – Ростов». Наверху - два ресторана, комфортные каюты (двух и шестиместные), а в трюме – третий класс, теснота. Иллюминаторы близко к поверхности воды, что требовало особого внимания.
На Волге и других реках ходили теплоходы этой серии, которые носили имена республик -- «Азербайджан», «Армения», «Грузия», «Россия», а также имена великих композиторов -- «Мусоргский», «Глинка».
Рейс был грузопассажирский: мы брали 80 тонн груза, плюс полторы сотни пассажиров. Я работал в машинном отделении, обслуживал двигатели. У нас был большой экипаж. Грузили всё вручную, когда везли, например, арбузы, многих матросов задействовали на погрузке.
Увидел новые города, пристаней. Всюду на реке стояли дебаркадеры. Сейчас их нет, суда на Волге в основном туристические, а не грузопассажирские. Тогда человек покупал билет и ехал до своей деревни, на своём берегу сходил на дебаркадер, а вокруг паслись гуси, утки, сельчане продавали малосольные огурцы и прочую деревенскую снедь.
— Волга и Куйбышевское водохранилище кажутся безопасными. И вдруг страшная катастрофа, теплоход затонул, словно в море. Это шокировало всех. Почему такое случилось, на ваш взгляд?
— Если вы бывали в Камском устье, то представляете, какой ширина река близ слияния Волги и Камы. Трагедия произошла в акватории Куйбышевского водохранилища возле села Сюкеево Камско-Устьинского района. Теплоход «Украина – Булгария» - класса «Р», то есть он речного исполнения, а здесь желательны суда класса «О.
Из 201 человека (пассажиры и экипаж «Булгарии») удалось спасти только 79 человек.
— Можно предположить, что в сходных условиях трагедия могла произойти и в далёком 1961 году?
— На «Булгарии - Украине» очень низко расположены иллюминаторы. Я не случайно сразу обратил на это внимание. Экипаж не задраил иллюминаторы, и в них залилась вода, когда в результате порыва ветра и выполнения поворота возник сильный крен.
Если бы у нас были не задраены иллюминаторы, и мы выполняли такой же маневр в плохую погоду, то и у нас могли быть столь страшные последствия. Но это только теоретически, ведь у нас всё было поставлено иначе, работали мы по-другому.
— Что вы имеете в виду?
— Начнём с того, что был один владелец, а сейчас – арендаторы, субарендаторы -- крайнего не найдешь. До 1962 года теплоход принадлежал ВОРП - Волжскому объединённому речному пароходству, порт приписки — Горький. Обслуживался на заводе «40 лет Октября» в Борском районе.
У нас был один руководитель - капитан и одна слаженная команда. По каждому члену экипажа, которого присылал отдел кадров, капитан принимал решение: утверждал или нет. Тогда было много училищ и несколько институтов, которые готовили хороших специалистов, в нашей команде были настоящие профессионалы. Мы постоянно проходили медкомиссию и проверку знаний.
Регулярно проводились у нас всевозможные учения, причем не на бумаге. «Водяная тревога» -- значит, где-то пробоина и корпус заполняется водой. «Пожарная тревога», «Человек за бортом!». Все действия отрабатывались детально, у каждого члена экипажа был свой участок. В личной карточке это было записано. Вода не терпит малейшей халатности!
— Во время крушения теплохода «Булгария» многие оказались в воде без спасательных жилетов, просто не знали, где их искать и не было обученных людей, готовых быстро помочь пассажирам. Это недоработка экипажа?
— Конечно. Такие вопросы должны быть заранее отработаны, не случайно у нас так тщательно проводились учения. Состояние судна также требует полной готовности. (Ред. Катастрофа теплохода «Булгария» из-за человеческих жертв вызвала большой резонанс, в 2011 году после прокурорских проверок признали негодными к эксплуатации более 300 речных судов.).
— Мимо плотов с выжившим в крушении прошли сухогруз «Арбат» и толкач «Дунайский 66». За неоказание помощи капитана «Арбата» суд приговорил к штрафу в 130 тысяч рублей, а капитана «Дунайского 66» — к штрафу в 190 тысяч рублей. Приговор суда вызвал возмущение речников. Почему?
Реклама
— Готовясь ответить на ваш вопрос, я поднял нормативные документы. Капитан судна обязан в первую очередь обеспечить безопасность своего экипажа и других людей. Чтобы остановить и развернуть толкач «Дунайский 66» и сухогруз «Арбат», нужно время, ведь это многотонные махины. Вернувшись, они могли просто нанести ещё больший ущерб людям на плотах.
Не случайно судном, пришедшем на помощь пассажирам «Булгарии», стал круизный теплоход «Арабелла». Он оснащен необходимым количеством спасательных шлюпок, там большой экипаж, который и провел спасательную операцию. На борту «Арабеллы» выжившим предоставили пищу, горячее питьё, сухую одежду, оказали первую медицинскую помощь.
Вехи биографии
«Мы прожили насыщенную жизнь…»
— Владимир Иванович, расскажите, как вы стали речником и как вы были связаны с Волгой?
— Родился я накануне Великой Отечественной, в 1940 году в деревне Старое Аракчеево (Мордовия). Вырос на берегу реки Мокша. В день Победы в 1945 году был уже шестилетним мальчишкой, многое помню. Мы бегали босиком, ведь надеть было нечего. На заливных лугах собирали дикий лук, чеснок, щавель, землянику. Моя мама Елена Захаровна была очень заботливой хозяйкой. Отец Иван Андреевич работал бухгалтером у дорожников. Вспоминаю его черные нарукавники и деревянные счеты, которые заменяли калькулятор и компьютер.
Окончив 10 классов в городе Темникове, поехал в 1957 году в Горький, ныне Нижний Новгород. Четыре года учился в речном училище. Практику проходил кочегаром на толкаче «Гурилёв», приписанном к Куйбышеву, ныне Самара. Был мотористом-рулевым на грузовом теплоходе «Севастополь» (порт приписки Городец). В 1961-м направили на теплоход «Украина», во вторую мою навигацию его передали в Камское речное пароходство. Сначала я трудился третьим помощником механика с зарплатой 90 рублей. При переходе предложили стать вторым помощником механика -- зарплату повысили до 112 рублей.
В училище нам дали хорошее техническое образование, получив и звание офицера запаса (младший лейтенант). Нас готовили офицеры, вернувшиеся с войны, мы ходили в форме. Офицерскую стажировку я прошёл в Таллине, на минном заградителе «Урал».
— Как оказались в Зеленодольске?
— С моей будущей супругой Валентиной Притворовой мы учились в одном классе. Она школу закончила с золотой медалью и поступила в Горьковский университет. В увольнение я всегда бежал к ней на свидание.
Наша дружба вылилась в свадьбу, мы поженились 16 марта 1965 года. Через три дня после свадьбы я отправился на сухогруз «Волго-Дон 15».
А Валентину по распределению Валентину в Зеленодольск. Она преподавала химию в механическом техникуме, потом в судостроительном. Вслед за ней и я оказался в Зеленодольске, сначала на заводе им.Горького, потом 40 лет отработал на предприятии «ЭРА». 7 января на Рождество отпраздновал 81-летие. Мы прожили насыщенную жизнь, воспитали двух дочерей Елену и Ольгу, пятерых внуков.
— Вы постоянный подписчик нашей газеты. Что посоветуете нам?
— «Зеленодольскую правду» выписываю около 40 лет. Несколько раз наша семья выигрывала подарки. Печатайте больше консультаций для нас, пенсионеров, пишите больше о борьбе с коррупцией, о сохранении леса, зелёного щита Зеленодольска. Мы семьей любим «Зеленодолку»!
-------------------------------------------------------------------
Врезка:
Причиной трагедии, согласно отчёту «Ространснадзора», стал ряд негативных факторов. «Булгария» попала под сильный порыв ветра с левого борта. Шёл сильный ливень с грозой. Судно входило в поворот, крен составил 9 градусов, через открытые иллюминаторы правого борта за минуту зачерпнули 50 тонн воды. Капитан решил лечь курсом «на ветер», но крен только увеличился и объем поступающей в отсеки судна воды достиг 125 тонн в минуту. Крен усилился. «Булгария» опрокинулась и затонула в трех километрах от берега. За несколько минут теплоход погрузился на глубину 20 метров.
Подробнее: http://zpravda.ru/news/novosti/bulgariya-desyat-let-posle-katastrofy