08.08.2005 – Сергей Кужугетович, расскажите, что делали спасатели в конце июля – начале августа на берегу Байкала, где собралось практически все руководство МЧС? Чему были посвящены проводившиеся там мероприятия и какие задачи на них решались?
==Что делает МЧС на Байкале. С конца июля на берегу Байкала действует полевой лагерь МЧС России. 29 июля руководству министерства, всем главам региональных управлений МЧС и рядовым спасателям были продемонстрированы возможности самолета-амфибии Бе-200, а также быстроходного катера "Мангуст"...==
– Во-первых, к нам поступает на вооружение все новая и новая техника, и, конечно, хотелось бы, чтобы уже на начальном этапе наши территориальные органы начали готовиться к поступлению этой техники. Это и самолет-амфибия Бе-200ЧС, и новые катера, и новые акваланги, и целая масса новых технологий – это одна из основных задач на сегодняшний день. Кроме того, мы хотели показать, как должна работать авиация, которая сегодня у нас уже есть в Центральном, Северо-Западном, Южном, Дальневосточном и Сибирском регионах. Сама по себе авиация, конечно, может работать отдельно, но выполнять лишь некоторые задачи – например, тушить лесные пожары. Все остальное должно делаться в комплексе. Именно эти вопросы нами прорабатывались на Байкале. Все участники встречи получили учебные материалы, пособия, и через три месяца уже начнется проверка, насколько эффективно прошла эта учеба. Мы будем смотреть, как они все это у себя внедрили.
Во-вторых, вы знаете, что идет административная реформа, она коснулась и нас, и здесь нам надо было вселить в руководителей региональных управлений, рядовых спасателей уверенность в завтрашнем дне. Мы собрали на научно-практическую конференцию глав всех региональных управлений и региональных центров МЧС России, оказали им необходимую поддержку. Это тоже была одна из важных задач на Байкале.
– Вот уже полгода в МЧС идет административная реформа. Больше всего она коснулась противопожарной службы. Чего удалось добиться за эти полгода? Какие острые вопросы возникли в ходе реформирования и как их удается решать?
==Пожарная реформа. Административная реформа в МЧС России началась в январе 2005 года с принятием 95-го закона, который внес изменение в 184-й федеральный закон "О законодательных и исполнительных органах субъектов РФ", 131-го закона "О муниципальных образованиях" и 122-го закона, разграничивающего полномочия федеральных и региональных органов власти...==
– Это довольно сложное мероприятие. Сложное, но необходимое. Поэтому, пожалуй, основной задачей было не потерять людей, не допустить оттока кадров. И, я думаю, с этой задачей мы справились.
Вторая задача была – это все-таки объяснить и показать губернаторам, мэрам, президентам и премьерам (республик. – "Газета.Ru"), что теперь безопасность людей – это их ответственность. И они должны довольно активно заняться законодательной базой. На федеральном уровне необходимые законы уже приняты, теперь их надо принимать на территориальном уровне, а там этого нет. А ведь региональная власть получает ряд функций, которые раньше были федеральными. И это надо в законодательном плане устроить.
– В разговоре с офицерским составом стало понятно, что теперь многое будет зависеть от личных отношений между главами региональных управлений МЧС и губернаторами, местной властью. Как известно, часто бывает так, что у региональных чиновников сегодня деньги есть, а завтра нет. И от этого могут пострадать простые люди, ведь из-за нехватки денег может случиться так, что и пожар будет тушить некому? Как будет министерство реагировать на эти проблемы?
– Конечно, министерство сможет влиять на то, чтобы подобной ситуации не было. Здесь ведь важно что – мы передаем в регионы не только функции по пожарной безопасности, но и деньги. И, естественно, в таком случае у нас остается рычаг влияния на территориальные органы власти. Мы можем спросить с регионов: мы вам дали деньги, почему вы их тратите не туда, куда нужно?
И еще насчет регионов. Вы знаете, есть такое понятие, как культура безопасности. Именно поэтому мы создали специальный курс для вновь избранных или назначенных мэров и губернаторов, председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям.
– А если все же случится так, что по причине задержек с финансированием противопожарной службы пострадают или погибнут люди, кто будет за это отвечать?
– В данном случае все будет решаться в соответствии с законом.
– По официальным данным, износ пожарной техники в некоторых регионах составляет до 40% и даже до 70%. Как министерство решает этот вопрос и сможет ли региональная власть заниматься обновлением техники, применяемой при тушении пожаров? Ведь от этого, опять же, зависят жизни людей.
==Самолет-амфибия. 29 июля на озере Байкал в Ольхонском районе Иркутской области прошла демонстрация возможностей самолета-амфибии Бе-200. Руководителям региональных управлений МЧС и журналистам продемонстрировали, как за несколько секунд самолет-амфибия забирает с глиссирования (не приводняясь) несколько тонн воды и производит ее сброс на предполагаемый очаг возгорания...===
– Нам удалось добиться от правительства выделения 980 млн рублей в год для обновления пожарной техники. Мы многое делаем для того, чтобы поставлялась новая техника, стараемся снижать коэффициент износа техники. Снимаем технику с длительного хранения и отправляем ее на переоборудование и переоснащение. Технику из войск гражданской обороны отправляем в пожарную охрану. Мы работаем над тем, чтобы техника была удобна в эксплуатации и не слишком дорогая. Это сложно, но тем не менее вроде бы получается. Занимаемся и тем, чтобы при принятии бюджетов выделялись средства на оснащение техникой.
– Что происходит сейчас с личным составом, пожарными? Ведь они первыми почувствовали реформу на себе. Многие из них останутся без погон, станут гражданскими служащими. Не приведет ли это к социальной напряженности и оттоку кадров из органов противопожарной службы? Ведь военная служба предусматривала не только постоянную зарплату, но и льготы и определенные гарантии для их семей?
– На этом, начальном этапе вопросы с личным составом удалось решить. Но сейчас начинается период понимания территориальными органами важности вопроса. Идет передача пожарных на содержание за счет местных бюджетов. Деньги у них на это есть, я уже говорил. Но важно, чтобы люди туда пошли. Важно, чтобы зарплата там была соответствующей.
– Как это будет регулироваться? Будет ли разница между зарплатой федерального пожарного и регионального пожарного?
– Как раз следующим этапом будет установление Министерством по чрезвычайным ситуациям минимального размера оплаты труда для пожарного. То есть это не тот МРОТ, о котором мы знаем, а специальный МРОТ, установленный для пожарных и спасателей.
– Скажите, а когда можно ожидать, что работа региональных пожарных войдет в обычное, спокойное русло?
– Думаю, что года через два наша работа уже наладится./gazeta.ru/