23.07.2005 Более года продолжается реформа противопожарной службы. В соответствии с указом Президента и постановлением Правительства РФ в регионах проходит разделение полномочий между Главными управлениями, подчиняющимися МЧС и еще только создаваемыми подразделениями противопожарной службы субъектов Федерации. "Федералам" остаются только надзорные и контрольные функции, "местные" должны будут тушить все пожары на вверенной территории. О ходе реформы "Росбалту" рассказывает заместитель начальника Главного управления МЧС РФ по Санкт-Петербургу полковник Андрей Плыгун.
- Указ Президента о реформировании МЧС вышел еще год назад. В какой стадии реформирование противопожарной службы находится сегодня?
- Все еще только начинается. В федеральном законе, который вышел после указа Президента, было подтверждено многообразие пожарной охраны. Самое главное — теперь функция тушения пожаров передана субъектам Федерации. Что это за собой повлечет? Раньше пожарная охрана вся служила по единому Положению. Носили погоны все. Единственное отличие заключалось в том, что часть численности гарнизона содержалась за счет Петербурга. Иначе говоря, город платил зарплату части пожарных в соответствии с тарифной сеткой, установленной во времена, когда противопожарная служба входила в состав МВД.
Идея реформирования противопожарной службы возникла не вдруг. Все это укладывается в рамки единой административной реформы. Конечная цель заключается в том, чтобы значительное количество функций было передано местным самоуправлениям. Проблема же заключается в том, что МЧС действует не всегда, на наш взгляд, сообразуясь с реалиями жизни. Есть города — Москва, Петербург, Новосибирск, Екатеринбург — в которых численность состава противопожарной службы, подчинявшейся федеральному центру, была значительной. И сейчас, буквально за три месяца, передать всех этих людей на бюджет субъекта Федерации невозможно, поскольку не решен ряд других проблем.
Во-первых, законодательных. Сегодня городской закон "О пожарной безопасности" принят. Спешно готовится Положение о прохождении службы в городской пожарной охране. Вышло постановление Правительства РФ, определяющее перечень объектов на территории Петербурга, относящихся к федеральному ведению. В то же время приказы, которые приходят к нам из министерства, в значительной своей части противоречат друг другу. Первоначально говорилось, что процесс реформирования, передачи материальной части и людей продлится до 1 января 2009 года. И, соответственно, люди, ранее содержавшиеся за счет города, должны были постепенно передаваться в ведение городского Управления по делам Гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Однако сейчас вышел приказ МЧС N514, определяющий лимит численности противопожарной службы федерального подчинения. Этот лимит гораздо ниже, чем численность служащих сейчас. Пока на этом все. Что будет дальше, к какой дате мы должны будем привести численность личного состава в соответствие с приказом? Я подозреваю, что уже к 1 января 2006 года.
- Что повлечет за собой такое "ускорение"?
- Повлечет резкое и внезапное сокращение численности частей, подчиняющихся МЧС. А это увольнение более тысячи человек.
- Сколько всего сейчас в Петербурге сотрудников противопожарной службы, так называемых "федералов?"
- Нам сейчас установлена приказом численность в 2411 штатных единиц. Фактически же сегодня имеется 3524 человека, плюс 750 — в подразделениях по охране объектов, эти люди сегодня содержатся в соответствии с договорами, заключенными с предприятиями. Получается так, что нам людей придется сократить и оставить в "федералах" 2411 человек (при условии выполнения финансирования такой численности из бюджета). Задача, которую мы должны решить до конца года — передать тысячу человек городу. Еще вопрос, готов ли город их принять...
- Второй этап реформы предусматривает передачу полномочий организации пожаротушения муниципальным образованиям. Как планируется проводить этот процесс?
- В принципе, закон это предусматривает. Но надеюсь, что крупных городов — Москвы, Санкт-Петербурга, того же Новосибирска — это не коснется. Наши муниципальные образования принять на себя эту ношу физически будут не в состоянии.
- Определен ли на территории Петербурга перечень объектов, которые будут находиться в ведении Федеральной противопожарной службы?
Вышло постановление Правительства, которое определило перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны. Организация тушения пожаров на этих объектах относится к "федеральному" ведению. Втрое постановление утвердило перечень объектов, на которых будет содержаться федеральная противопожарная служба. К ведению Главного управления МЧС по Санкт-Петербургу отнесено 24 таких объекта. Под них нам дали 664 единицы численности личного состава. Еще 200 человек — специализированные части. Это все, что нам оставили.
Идея законодателей такова: тушить все пожары на территории города будет городская пожарная охрана, которая сейчас создается. 117 объектов на территории Петербурга отнесены к федеральному ведению. 24 объекта, на которых будут содержаться части "федералов", входят в это число. В этом списке, в частности, Пулковская обсерватория, Государственный музей-заповедник Петергоф, Русский Музей, Государственный Эрмитаж, Пушкинский дом, Мариинский театр, Кунсткамера, Российская национальная библиотека, Горный институт. На этих объектах мы будет содержать пожарных, но это будет чисто профилактическая работа — они будут без пожарных машин. Тушить пожары на этих объектах, если они все же не дай Бог, случатся, будет городская пожарная охрана, "под чутким руководством" Главного управления пожаротушения. Функции ГУ заключаются в координации и стратегическом руководстве всей пожарной охраной на территории Петербурга, в том числе и городской пожарной охраной, и ведомственной, и частной, и добровольной. Мы координируем их деятельность и осуществляем профилактику пожаров и организацию их тушения на тех самых 117 объектах.
- Существует ли опыт взаимодействия с частными пожарными командами?
- По сути, в законе нет четкого определения, что есть частная пожарная охрана, а что есть пожарная охрана ведомственная. Яркий пример ведомственной — пожарная охрана Октябрьской железной дороги. Есть аварийно-спасательный центр "Водоканала". По сути своей — это пожарная охрана. Но — это акционерное общество, учредителем которого является ГУП "Водоканал", и работает центр с "Водоканалом" по договору. Наверное, его можно отнести к числу частных. Но вообще в России пока есть один прецедент создания частной пожарной охраны — в Архангельской области. Предписать хозяину частной пожарной части что-либо мы не можем. Обязать его содержать или приобретать какую-либо технику — тоже не в наших силах. Создал что-то — мы только можем сказать "большое спасибо". Но воздействовать на этот процесс мы никак не можем.
- По вашим прогнозам, что же будет с организацией пожаротушения с 1 января 2006 года?
- Если нас обяжут сократить численность федеральной противопожарной службы — будет катастрофа. Город к этому моменту не успеет создать ничего. Сейчас мы в этом уверены на 99%. Если же федеральные части приказом заставят уйти — выезжать на пожары будет некому.
В идеале, если городские власти пропишут в положении о прохождении службы размер заработной платы, допустим, в 15 тысяч рублей — бойцы-федералы встанут в очередь в городские пожарные части. Однако пока положение пишется, никакой ясности нет. При этом надо понимать, что губернатор Петербурга умеет считать деньги. В любом случае, Валентину Матвиенко будет интересовать один вопрос: есть у города пожарная охрана или нет? Мы отвечаем: "Есть. Теоретически".
В принципе, город в состоянии дать пожарным бесплатный проезд на метро, еще какие-то льготы, отпуск... Если это будет — хорошо. Значит, люди в службу пойдут. Если нет — тогда это беда. Кадры придется набирать с улицы, обучать, тренировать, а это — минимум полгода.
Мы тут со своей колокольни рассуждаем, как может развиваться ситуация... Может, вообще вернемся к допетровским временам, когда тушили пожары всем гуртом? Стоит помнить вот о чем: если не сработала "скорая помощь", не приехала вовремя — человек умер, но это один человек. Милиция опоздала на массовую драку — ну, 10-15 человек побьют. Если загорится дом (как это было на Разночинной, на Рубинштейна, где горели дома старой постройки), а на тушение не приедет никто — кроме этого дома загорятся соседние. И так уже было в истории Петербурга, когда выгорали целые кварталы.
Реформа хороша, если проводить параллели с западными аналогами. Но у нас не Запад, и деньги здесь не те. Там с финансированием давно все решено, но и то реформирование было долгим. Например, наши финские соседи переходили на единый телефон спасения "112" пять лет. Они составили план, определили исполнителей, финансирование, и все выполнили в соответствии с планом. Думаю, мы на телефон "112" будем переходить за пару месяцев.
Самое сложное в нынешней ситуации — состояние неизвестности и непонимание нами вообще — куда и к чему мы идем. Приходят министерские приказы, но еще никто внятно не сказал — мы поэтапно идем к реформе до 2009 года, чтобы ситуацию удастся стабилизировать. У нас хорошие рабочие отношения с подчиняющимся городу Главным управлением ГО и ЧС по Петербургу. Но если нас загонят в цейтнот — выхода не будет, придется "резать по живому".
Сейчас у губернатора этот вопрос пытаемся решить. Мы планировали принять Положение о прохождении службы, создать на городском финансировании 3-4 "пилотных" пожарных части, не включенные в боевой расчет — у Ледового дворца, в промзоне "Пулково", отдельный пост в Песочном. То есть, в периферийных районах, где можно было бы обкатать схему, отработать методику, не слишком при этом рискуя. Если все будет хорошо — город мог бы на основе этого опыта людей набирать, за год укомплектовать городскую службу./ИА "Росбалт"/