12.01.2021 Бывший начальник ГУ МЧС России по Астраханской области и экс-глава управления по делам ГО и ЧС Ростова-на-Дону Игорь Евстафьев и его подельник Алексей Талащенко, ранее руководивший ФГКУ «1 отряд ФПС по Астраханской области», обжаловали свой приговор.
Закон суров, но это закон
Напомним, что в сентябре минувшего года Кировский райсуд Астрахани признал Евстафьева виновным в организации и руководстве злоупотреблением должностными полномочиями, Талащенко в злоупотреблении должностными полномочиями.
Их отправили в колонию общего режима: первого на четыре года, второго – на три. Кроме того, обоих лишили на три года права занимать руководящие должности на госслужбе и в органах местного самоуправления.
Как все зачиналось
Евстафьев поручал платить зарплату фиктивным пожарным и диспетчерам, в реальности – членам сборной команды местного МЧС. Суд пришёл к выводу, что функции ГУ МЧС Астраханской области и его структурных подразделений по защите населения от чрезвычайных ситуаций выполнялись ненадлежащее. Пока числящиеся пожарниками спортсмены тренировались за казённый счёт, в пожарной службе имелись десятки вакансий и высокая текучесть кадров. Караулы пожарно-спасательных частей в ряде случаев формировались не в полном объёме, реальным сотрудникам приходилось чаще выходить на дежурство. При этом ведомство Евстафьева отчего-то числилось лучшим в России и ЮФО.
«Тебя посодют, а ты не воруй!»
Подсудимых заключили под стражу с момента оглашения приговора. Как впоследствии установит облсуд, после вынесения приговора они затягивали ознакомление с делом.
Несмотря на то, что подсудимыми причинён ущерб на общую сумму 24 млн рублей, гражданский иск им предъявлен не был. Но с таким иском ещё может обратиться в суд как МЧС, так и прокуратура: потому суд оставил под арестом их земельные участки, дома, а также принадлежащий Евстафьеву внедорожник Ford Explorer.
«Не виноватая я!»
Фигуранты резонансного уголовного дела обратились с апелляционной жалобой в Астраханский областной суд. Дескать, суд нарушил принцип справедливости, свидетели оговаривали, полномочия использовались в интересах службы, никакой личной заинтересованности в победах спасателей-спортсменов не было.
Гособвинитель, утверждал Евстафьев, «является некомпетентным в вопросах организации спорта», приговор вынесен «с грубыми нарушениями», а само наказание «является чрезмерно суровым».
Им вторили адвокаты: уголовный закон применён неправильно, уголовно-процессуальный закон и вовсе нарушен, умысла на совершение преступлений у клиентов не было, как и признаков инкриминируемого им криминала. А что есть, так это «судебная ошибка».
Спорт в ущерб работе
Но облсуд установил, что никакой ошибки нет и вывод первой инстанции о виновности подсудимых фактическим обстоятельствам дела вполне соответствует. В приказах МЧС о спортивных мероприятиях своих сотрудников, на которые в своей апелляционной жалобе ссылались фигуранты, «не предусмотрено освобождение членов спортивной команды от выполнения основных обязанностей пожарных, спасателей, и тем более прием их на работу на указанные должности исключительно для целей реализации Наставления по физической подготовке личного состава федерации противопожарной службы». А в должностных инструкциях пожарных и диспетчеров «не содержится обязанности пожарных и диспетчеров участвовать в соревнованиях, сборах, заниматься спортом».
Десятки свидетелей из числа членов сборной команды ГУ МЧС по АО, трудоустроенные пожарными и диспетчерами, показали суду, что «свои трудовые обязанности, закреплённые, в том числе, в трудовых договорах, должностных инструкциях, не исполняли, в дежурства не заступали, в ликвидации пожаров участия не принимали, места дислокации подразделений, в которых числились пожарными и спасателями, не знают». Несмотря на то, что на работу спортсмены не приходили, табели учета их рабочего времени не велись (в них всегда указывалось, что они в «командировке»), зарплаты и премии они получали наравне с настоящими пожарными и диспетчерами.
Начальники пожарных частей были недовольны такой ситуацией; Талащенко неоднократно высказывали недовольство.
Когда замначальника ГУ МЧС России по АО доложил, что числящиеся пожарными и диспетчерами лица не выполняют свои прямые обязанности, Евстафьев заявил, что «необходимо улучшать работу сборной команды, оставив тот же режим работы, поскольку уже имеются спортивные достижения».
Кстати
Евстафьев иногда лично принимал участие в судьбе подопечных спортсменов, а именно – спортсменки, которую перевели с неаттестованной должности на аттестованную должность диспетчера, «что было сделано ввиду ее желания уехать в другой регион и работать там также в главном управлении, но за более высокую заработную плату».
Не всё сходит с рук
Апелляционная инстанция установила, что личная заинтересованность фигурантов подтверждается получением ими поощрений по итогам проведения Всероссийских региональных соревнований по спасательному спорту и чемпионата ЮРЦ МЧС России и первенства ЮФО по пожарно-прикладному спорту, где команда астраханского ГУ МЧС добилась значительных успехов.
Пестуя свою сборную, подсудимые «стремились улучшить показатели своей работы, повысить престиж учреждения с целью дальнейшего продвижения по службе», а Талащенко старался «также и во избежание негативных последствий в случае неисполнения указаний руководителя, в том числе в виде наложения взыскания вплоть до увольнения именно путем совершения противоправных действий».
…Фемида приняла во внимание лишь один довод осужденных – о суровости вердикта. С учётом дебютного привлечения их к уголовной ответственности, положительных характеристик, благодарностей, ведомственных и государственных наград, а также двух малолетних детей на иждивении Талащенко, а Евстафьева престарелых родителей и жены, приговор решили смягчить. Евстафьеву срок скостили до двух с половиной лет, Талащенко – до двух лет колонии общего режима.https://ast-news.ru/node/sud-smyagchil-prigovor-eks-nachalniku-gu-mchs-po-astrakhanskoy-oblasti-evstafevu/