22.12.2020 Полыхнуло на шестнадцатом этаже 24-этажной новостройки (ЖК «Молодежный Deluxe»). К счастью, сотрудникам пожарной охраны удалось локализовать огонь в одной квартире, никто не погиб. Однако многие горожане обратили внимание на то, что среди пожарной техники не было автовышки, и огнеборцам пришлось подниматься на верхние этажи высотки по обычной подъездной лестнице.
Как выяснилось, автолестницы, способной дотянуться до 24-го этажа, в городе попросту нет, а автолестница, дотягивающаяся до 16-го этажа, сейчас в ремонте.
Старушка «Магирус»
Как рассказали «Репортеру» сотрудники пожарной охраны, пожелавшие остаться неизвестными, сегодня на вооружении дзержинского гарнизона находятся три автовышки. Одна – длиной 24 метра (дотягивается приблизительно до 6-го этажа), другая – 30 метров (дотягивается приблизительно до 10-го этажа). Есть еще третья лестница – известной немецкой фирмы «Магирус» – высотой 50 метров, которая способна достать до 16-го этажа. Но в 2020 году она была отправлена в Москву на ремонт. «Магирус» приобрел для города в далеком 1982 году завод «Корунд», который решил построить на проспекте Циолковского 16-этажный дом. Тогда в советском законодательстве была норма, согласно которой руководство города могло обязать застройщика приобрести технику, и предприятие получило соответствующее предписание.
Однако с тех пор прошло без малого 40 лет. По старым нормативам срок эксплуатации такой лестницы – 10 лет, по новым – 15 лет, так что «Магирус» давно выработала свой ресурс. Сколько она еще послужит Дзержинску, неизвестно, но в любом случае сейчас городу требуется более высокая автолестница.
Обязанность города и застройщика
Сотрудники дзержинского гарнизона пожарной охраны категорически не согласны с мнением, которое после пожара возникло у некоторых горожан, о плохом оснащении службы.
«За последние годы был практически полностью обновлен парк водоподающих машин, автоцистерны у нас все новые, – говорят огнеборцы. – Что касается длинной автолестницы... О ее приобретении должен был позаботиться город, который выдавал разрешение на строительство высотки, и сам застройщик», – уверены собеседники.
Сотрудники МЧС могут только гадать, о чем договаривались городские чиновники, давшие добро на возведение «свечки», с застройщиком: обещал ли он что-то, давал ли какие-то гарантийные письма? Их к этому разговору, если он, конечно, вообще был, никто не приглашал: с 2007 года Госпожнадзор исключили из списка контролирующих органов, он не участвует даже в приемке дома.
Впрочем, как признают мои собеседники, с автовышками сейчас беда по всей России. Пожарная автолестница – недешевое удовольствие, никому не хочется на нее тратиться. Их не хватает и в Нижнем Новгороде, и во множестве других российских городов, разве что в Москве ситуация полегче.
«Но в любом случае, если город разрешает строить на своей территории высотки, он и несет ответственность за безопасность людей», – уверены пожарные.
А ведь количество высоток в наших городах с каждым годом будет только увеличиваться, потому что застройщикам выгодно их сооружать: земля-то дорогая, особенно в густонаселенных районах, а для дома-«свечки» ее требуется совсем немного.
Была бы лестница...
Между тем отсутствие автолестницы серьезно осложняет работу пожарных, снижает ее оперативность.
«Представьте, пожарному нужно подняться по обычной лестнице на 20-й или 25-й этаж. А на нем амуниции 20 килограммов, а еще и пожарные рукава, возможно, нести придется. При эвакуации жильцов подняться и спуститься придется не раз, – рассказывают о нюансах пожаротушения сотрудники дзержинского гарнизона. – Действие стандартного баллона с воздухом рассчитано менее чем на час, а, когда идешь по лестнице, дыхание учащается и воздух расходуется быстрее. Причем воздух нужен не только тому, кто тушит пожар. У пожарного всегда есть запасная маска для пострадавших людей – она им иногда нужна не меньше».
В некоторых ситуациях с автолестницы тушить поджар гораздо сподручнее. И в «Молодежном Deluxe» был как раз тот самый случай.
«В загоревшейся квартире была такая температура, что каски плавились. Была бы лестница, воду можно было бы подать с балкона. Рукавом прошелся, и огонь потушил», – объясняют пожарные.
Есть ли место «Магирусу»?
Но самое печальное, что отсутствие высоких автолестниц, увы, не единственная и, наверное, не самая главная проблема в обеспечении пожарной безопасности городских многоэтажек.
Практически каждый пожар – следствие пренебрежения элементарными правилами безопасности по всем направлениям. И больше всего удивляет и удручает поразительная беспечность самих жителей – потенциальных жертв огня.
Настоящий бич сейчас – отсутствие свободного подъезда к любому зданию.
«Наш «Магирус» в длину более 10 метров, а когда лапы расширит, ему еще метров 30–40 надо для устойчивости: у него же разлет, как у самолета. Такой машине нужна отдельная площадка, у высоток она есть, но всегда заставлена частными машинами. Пока их разгонишь! – сетуют огнеборцы. – Вообще, по правилам пожарной безопасности должен быть круговой проезд вокруг каждого дома. Зайдите в любой двор – ни проехать ни пройти, кругом неорганизованные стоянки, и никто этим не занимается».
Кстати, территория у «Молодежного Deluxe» тоже была сплошь заставлена автомобилями, так что даже обычным цистернам было трудно подъехать к высотке. Причем некоторые очевидцы отмечали, что жильцы не особо торопились убирать свой транспорт.
Как тут не вспомнить трагедию, произошедшую в Москве в 2005 году, когда загорелся высотный дом. Тогда автовышка высотой 101 метр, которая вполне могла дотянуться до горящих квартир, добиралась до места пожара по забитым машинами улицам в сопровождении ГАИ… 2,5 часа. В итоге один человек выбросился из окна 25-го этажа, другой сорвался, пытаясь перелезть на соседний балкон, еще один заживо сгорел, перевесившись через перила.
Зачем обывателю пожарные рукава?
Горевшую недавно в Дзержинске высотку, к счастью, не успели захламить и растащить в ней противопожарное хозяйство, а потому все системы пожарной безопасности сработали.
Но в старых многоэтажках картина совсем иная: многие жильцы не считаются с запретом перегораживать и захламлять общие коридоры перед квартирами. Это еще одно препятствие для пожарных, и ловушка для охваченных паникой людей. А если старая мебель и другая собираемая там рухлядь загорятся, жильцам попросту будет отрезан путь к спасению.
«У меня знакомый живет в одном из 16-этажных домов. В свое время там было все: и система дымоудаления, и насосоповысители, и шкафы с пожарными рукавами и стволами на каждой площадке. Все растащили. Жители сами у себя и тащат. Управляющая компания пытается что-то восстанавливать – опять воруют. Ну, зачем обывателю пожарные рукава? – удивляется один из моих собеседников. – В огород, что ли? Правда, он стоит несколько тысяч рублей – может, продают. А случись что – пожарные будут виноваты».
Схватил документы, ребенка и беги вниз
Как показывает практика, многие жители многоэтажек не знают элементарных правил поведения при пожаре. Моих собеседников-пожарных, например, покоробил рассказ соседа погорельцев из «Молодежного Deluxe», показаный в эфире одной телекомпании. Мужчина пояснил корреспондентам, что пустил к себе в квартиру пострадавших и других соседей, бегавших по задымленной лестничной клетке, где они «забаррикадировались».
«Хорошо, что на этот раз все обошлось, но люди, которые «забаррикадировались» в квартире, – потенциальные трупы: дым и угарный газ не остановят никакие двери», – жестко говорят огнеборцы.
И первое, что надо делать, если вы, не дай Бог, очутились в такой ситуации, – хватать документы, брать в охапку детей, быстро одеться и выбегать на улицу, пока еще дым не перекрыл пути к отступлению.
«Спасательный кран» нам и не снился
Проблему безопасности высоток пытаются решить во всем мире. Самой надежной, но и дорогой признана израильская разработка «Спасательный кран». На крыше высотного здания устанавливается механизм, оснащенный краном, В экстренной ситуации этот кран способен доставить эвакуационную кабину до любого окна, включая первые этажи. Похожее устройство применяется и в США, правда, действует чуть иначе: эвакуационная кабина с краном перемещается по вертикальному рельсу.http://reporter-dz.ru/gorod/pochemu-v-dzerzhinske-est-vysotki-no-net-adekvatnoy-pozharnoy-avtolestnicy