02.12.2020 В рамках проекта #МЧСПомощьрядом мы продолжаем знакомить вас с теми, кто защищает нашу страну и граждан от чрезвычайных ситуаций и повышает уровень безопасности в обществе. Сегодня мы расскажем о кафедре ликвидации чрезвычайных ситуаций Университета гражданской защиты МЧС.
Каждая кафедра в Университете гражданской защиты МЧС вносит ценный вклад в формирование будущих специалистов. Кафедра, о которой мы вам расскажем, играет важную роль в развитии профессиональных качеств будущего огнеборца – это кафедра ликвидации чрезвычайных ситуаций. Знания, которые получают курсанты на кафедре – это буквально сундук с набором профессиональных качеств, присущих будущим руководителям тушения пожаров. Благодаря дисциплинам, которые преподают на кафедре, у будущих спасателей развивается тактическое мышление, стрессоустойчивость, умение мгновенно принимать решения в экстремальных ситуациях.
Кафедра тактики проведения аварийно-спасательных работ и тушения пожаров создана в 1992 году в Высшем пожарно-техническом училище МВД Беларуси. Ее первым начальником стал Михаил Шишканов. В августе 2016 года подразделение реорганизовано в кафедру ликвидации чрезвычайных ситуаций Университета гражданской защиты МЧС. Сегодня его руководителем является Андрей Корускевич. За его плечами более десяти лет практической деятельности по тушению пожаров и ликвидации чрезвычайных ситуаций, восемь из которых он возглавлял центр оперативного управления Минского областного управления МЧС.
На кафедре преподают такие дисциплины, как организация и тактика тушения пожаров, тактика проведения аварийно-спасательных работ, а также первая помощь в ЧС.
– Профессорско-преподавательский потенциал кафедры сильный. У нас работают специалисты с огромным практическим опытом, что позволяет преподавать спецдисциплины не только опираясь на теоретические основы, но и личный опыт, – рассказал начальник кафедры Андрей Корускевич.
Преподаватели делают всё для того, чтобы курсанты имели полное представление о будущей профессии.
– Лучше мы шокируем курсантов в процессе обучения, чем они будут смотреть на профессию сквозь розовые очки. Нельзя допустить того, чтобы в момент происшествия спасатель растерялся, замешкался. Поэтому на нашей кафедре для курсантов мы стараемся смоделировать максимально приближенную к реальности ситуацию, иногда даже по памяти, – поведал Семён Сак, старший преподаватель кафедры. – У меня за плечами 20 лет практики, я, как никто другой знаю, чего ожидать. Но, как говорится, двух одинаковых пожаров не бывает, поэтому нам важно научить курсантов думать «холодной головой», но с горячим сердцем.
В разговор вступает доцент кафедры, кандидат технических наук Валерий Кобяк:
– У нас в университете практико-ориентированный подход к образовательному процессу. Курсанты с 1 по 4 курс заступают на практику в учебную пожарную аварийно-спасательную часть на базе нашего вуза, выезжают на тушение реальных пожаров и ликвидацию чрезвычайных ситуаций как в городе Минске, так и в Минской области.
– Нашим курсантам после второго курса, при условии сдачи квалификационных экзаменов, присваивается восьмой квалификационный разряд по профессии «Спасатель-пожарный». То есть после второго курса у них уже есть рабочая профессия, – продолжает рассказ Семен Сак.
К слову, соотношение практики и теории на кафедре ликвидации ЧС равняется 80% к 20%, т. е. сразу после теории курсанты закрепляют ее на практике. Для этих целей в вузе созданы все условия.
– За кафедрой закреплены специализированные аудитории, позволяющие в формате деловых игр отработать теоретический материал. А еще теория отрабатывается на выездных практических занятиях на промышленных предприятиях, культурно-зрелищных учреждениях, объектах торговли, метрополитене и т.д., – рассказал Андрей Корускевич. – На территории университета есть и тренировочный комплекс проведения аварийно-спасательных работ и контейнерный модульный учебно-тренировочный комплекс, созданные кафедрой пожарной аварийно-спасательной техники при участии кафедры ликвидации чрезвычайных ситуация и учебной пожарной аварийно-спасательной части.
Кафедрой ЛЧС активно используется и полигон оперативно-тактической подготовки филиала «Институт переподготовки и повышения квалификации» Университета гражданской защиты МЧС, где каждый год в июле преподаватели и курсанты в течение трех недель живут в палаточном городке, а также днем и ночью отрабатывают действия по тушению пожаров и ликвидации чрезвычайных ситуаций на учебных площадках полигона.
Порой во время пожара или ЧС для принятия решения есть всего одна секунда. Тушение пожара – это не просто «залить водой огонь», это огромный алгоритм определенных действий спасателя с момента получения сообщения о пожаре или ЧС, до его ликвидации. Как развивают стрессоустойчивость и тактическое мышление у будущих спасателей рассказал преподаватель кафедры Артём Морозов:
– Для того чтобы научить будущего руководителя тушения пожара понимать глобальность сложившейся ситуации на пожаре, а также принимать грамотные решения по привлечению дополнительных сил и средств для его ликвидации, а также компетентно отдавать команды всем подразделениям в зоне ЧС на кафедре проводятся занятия в форме деловой игры.
Мы сейчас находимся в аудитории, которая разделена на три блока. Использование каждого блока направлено на то, чтобы курсанты учились ориентироваться в сложившейся ситуации и понимали, что стандартного решения задачи на пожаре нет. Есть определенный алгоритм действий прописанный в боевом уставе ОПЧС, но одинакового пожара не существует.
Все индивидуально. Принимать решения приходится буквально за секунду. И так, первый блок – это центр оперативного управления. Здесь принимают сообщение о пожаре или ЧС, анализирую его и передают по радиостанции в следующий блок.
Второй блок – это пункт связи пожарной аварийно-спасательной части, где диспетчер, получив сообщение о пожаре или ЧС подает сигнал тревоги, выписывает путевку на выезд пожарной аварийно-спасательной техники на пожар или ЧС и полностью сопровождает ведение радиообмена с подразделением на пожаре. В этом блоке есть кабинки, имитирующие кабину пожарной автоцистерны, где начальник смены, следую к месту вызова, также выполняет определенный алгоритм действий, которому мы курсантов и учим.
К слову, в любой момент преподаватель может «подкинуть» новую вводную. Курсант должен сориентироваться и правильно принять то или иное решение.
Третий блок – зона пожара или ЧС. Здесь руководитель тушения пожара используя свои знания должен правильно оценить ситуация и грамотно принять решение по использованию имеющихся сил и средств для тушения пожара или ликвидации ЧС. Сложность в том, что технические средства имитирующие крики, взрывы, стоны, горящее пламя всячески мешают психологически настроиться на работу, а также вводные, которые дает преподаватель сбивают курсанта. Это уже делается для того, чтобы в реальных условиях огнеборцам ничего не смогло помешать спасти человека и потушить пожар. Такие занятия длятся 6 часов.
Один в поле не воин. Работа спасателя – это значит треть жизни провести в коллективе. Преподаватели кафедры на своем личном примере показывают, что такое плечо ближнего, сплоченность, доверие, высокая степень ответственности, которая проявляется во всем и везде. Ведь в профессии спасателя доверие играет огромную роль. Спасатель должен четко понимать, что в любой ситуации его напарник придет ему на помощь. Без сплоченности не будет никакого результата.
Большинство преподавателей, которые работают на кафедре – это выпускники вуза МЧС, бывшие и действующие практики, с багажом практического опыта 5 и более лет. Кто-то оттачивал свой практический опыт в штабе пожаротушения и подразделениях минского гарнизона, а кто-то в Республиканском отряде специального назначения МЧС.
Нельзя не отметить и тот факт, что преподаватель Артем Морозов, обучаясь в адъюнктуре университета МЧС выиграл грант в республиканском конкурсе «100 идей для Беларуси», разработав прибор (ствол) который помогает эффективно бороться с пожарами. Проект, который защитил Артем Александрович – «Ствол пожарный ручной универсальный комбинированный «Викинг». В настоящее время ствол активно используется в подразделениях МЧС.
Для усовершенствования своих навыков и поддержания практического опыта преподаватели заступают на стажировку в боевые подразделения столичного гарнизона, а также в центр оперативного управления города Минска.
– Единственная женщина-преподаватель на кафедре ликвидации ЧС – Людмила Чиж, доцент, хирург со стажем более 20 лет. Она курирует блок оказания первой помощи пострадавшим в ЧС – ведет занятия по дисциплине «Первая помощь в ЧС», она же и создатель известного на всю страну фантомно-модульного комплекса, – рассказывает Игорь Шилов, старший преподаватель.
– Фантомно-модульный комплекс – это средство натурного моделирования и имитации различных патологических состояний организма пострадавшего в ЧС, он актуализирует профессиональный потенциал обучающихся по вопросам оказания первой помощи пострадавшим в ЧС, расширяет спектр методов и средств коммуникативности, позволяет повысить творческую активность личности обучающегося, реализовать мотивы и цели обучения в ходе профессиональной подготовки спасателя, – начала свой рассказ Людмила Викторовна. Она отметила, что фантомно-модульный комплекс в рамках дисциплины «Первая помощь в чрезвычайных ситуациях» является одной из основ профессиональной подготовки спасателя. Он дает уникальную возможность эффективного и качественного обучения вопросам оказания первой помощи пострадавшим в ЧС и является одним из факторов повышения эффективности процесса формирования профессиональной компетентности спасателя, обеспечивает мотивацию, которая определяется стремлением к познанию, интересом и увлеченностью учебной деятельностью.
От теории к практике. Во время боевых дежурств в учебной пожарной аварийно-спасательной части курсанты не один раз выезжали на тушение пожаров и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, сталкивались с человеческой болью потери близкого человека и неоднократно оказывали помощь пострадавшим. Все это психологически тяжело неподготовленному человеку. Для психологической и профессиональной готовности будущих спасателей кафедрой ликвидации чрезвычайных ситуаций организована практика на базе Минской областной и 10-ой городской клинических больниц. Курсанты третьего курса стажируются в должностях младшего медперсонала приемных отделений этих больниц. Стоит отметить, что у истоков организации такой практики стояла и стоит Людмила Чиж.
– В свое время я поступал в медицинский университет в Минске, но не поступил. Тогда, как сейчас помню, маме сказал, что, если не в белом халате, то в «боёвке» буду спасать жизни людей и поступил в Командно-инженерный институт МЧС, – вспоминает Валерий Кобяк. – Настоящая гордость проявляется не когда мы учим и что-то объясняем на занятиях, а когда слышишь от начальника дежурной смены УПАСЧ или руководителя стажировки, что курсант отработал на 100% и кого-то спас, вынес из горящего дома и т.д. Вот за это по-настоящему испытываешь гордость и понимаешь, что труды нашей кафедры не проходят напрасно, – продолжает рассказ Валерий Викторович.
– Когда работаешь спасателем, то условно можешь спасти 100 жизней. Но вот другое дело, когда учишь – передаешь свой опыт, который впоследствии позволит спасти 1000 жизней, – такая точка зрения у работников кафедры ликвидации чрезвычайных ситуаций, что в очередной раз доказывает их профессионализм, компетентность и идейность преподавателя.https://mchs.gov.by/glavnoe/330275/