07.09.2020 Химическое производство – это не только серьёзный технологический процесс, но и источник повышенной опасности. К сожалению, как бы тщательно всё ни было организовано, невозможно исключить форс-мажорные обстоятельства или человеческий фактор. К каким последствиям это приводит, вспоминаем в рамках нашей исторической рубрики по публикациям в федеральных СМИ.
Огненный рубеж
16 июня 1993 года на речном танкере случился пожар, который, по мнению журналистов, мог стать причиной экологической катастрофы: «На территории заправочной пристани города Кстово (Нижегородская область) вспыхнул пожар на танкере с бензином. Один человек погиб, двое получили тяжёлые ожоги, около 300 тонн горючего вылилось в Волгу.
К месту экологической катастрофы срочно стянуты специализированные очистные суда, приспособленные для сбора и утилизации нефтепродуктов с водной поверхности». Как отмечалось в публикации, этот пожар мог стать причиной экологической катастрофы. «Общее число привлечённых к тушению пожарных достигло 600 человек, огонь удалось локализовать, и к 13 часам горящий на поверхности воды бензин был потушен. Однако тушение огня на самом судне продолжалось, так как было затруднено из-за высокой температуры». Огонь удалось ликвидировать только через сутки.
Ещё один серьёзный пожар в Кстове произошёл в 2017 году. Об этом ЧП писали газеты «Ведомости», «Газета», «Коммерсантъ» и «Российская газета». «Жертвами пожара на НПЗ «ЛУКОЙЛа» в городе Кстово Нижегородской области стали четверо сотрудников подрядной организации» («Ведомости», 5.10.2017). Издание «Газета» добавляет, что «по данным Минэнерго, пять человек числятся пропавшими без вести и ещё пятеро пострадали». «Правоохранители перекрыли дороги к нефтебазе, а сотрудники МЧС эвакуировали людей, работающих на заводе: их поместили на проходную, которая находится в стороне от пожара. Горожане в соцсетях начали жаловаться на то, что в городе из-за дыма нечем дышать» («Газета», 5.10.2017). Иногда отмечалось, что в городе были элементы паники.
кристаллФОТО: КИРИЛЛ МАРТЫНОВ
Взрыв на "Кристалле" попал в информационную повестку даже международных СМИ
Взрывной характер
Чрезвычайные происшествия в Дзержинской промзоне имели более суровый характер. Так, 4 апреля 2019 года «около дзержинского НИИ «Кристалл» очевидцы услышали хлопок, после которого появился столб дыма. «Кристалл» выпускает шашки-детонаторы, оборудование для производства промышленных взрывчатых веществ, нестандартизированное химическое оборудование и продукцию специального назначения» («Коммерсантъ», 04.04. 2019). Это событие вызвало активный обмен мнениями местных жителей в соцсетях.
Аналогичное событие, но с более серьёзными последствиями, произошло в Дзержинске двумя месяцами позже: днем 1 июня 2019 года на заводе «Кристалл» прогремели три взрыва.
Первоначально в публикации отмечалось, что взрывы прогремели на заводе им. Свердлова, в результате чего пострадали 19 человек. Другой источник сообщал, что ЧП произошло в цехе по производству тротила НИИ «Кристалл», находящегося рядом с заводом им. Свердлова.
Позднее сообщалось, что «в результате взрыва пострадали 89 человек, 18 госпитализированы. От взрывной волны стёкла вылетели в окнах в радиусе нескольких километров от предприятия. Сейчас в городе активно ведётся восстановление повреждённых зданий – там работают ремонтные бригады и волонтёры» («Комсомольская правда», 04.06.2019).
Мощность взрывов оказалась такой, что были разрушены не только строения на территории завода, но и нанесён урон жилым домам, детсадам и магазинам: «взрывная волна выбила окна почти в 600 жилых домах и 87 школах и детсадах Дзержинска, задела 119 зданий «Кристалла». На месте некоторых корпусов ГосНИИ остались воронки глубиной до 6 м и диаметром до 25 м, на ликвидацию последствий взрывов предприятие направило около 70 млн рублей» («Коммерсантъ», 22.01.2020). К счастью, обошлось без погибших.
Закон компенсации
Ущерб дзержинским предприятиям и городу был нанесён значительный, в связи с чем остро встал вопрос о поиске ресурсов для восстановления и компенсаций. Предприятием
АО ГосНИИ «Кристалл» управляет АО «Спецхимия», входящее в структуру госкорпорации «Ростех». «По итогам 2017 года выручка «Кристалла» составила 1,95 млрд рублей, чистая прибыль – 151,72 млн рублей» («Коммерсантъ», 01.06.2019). Деньги у предприятия есть, и «на ликвидацию последствий взрывов предприятие направило около 70 млн рублей. Чтобы «Кристалл» смог завершить уже полученный гособоронзаказ, «Ростех» выделил предприятию 1,5 млрд рублей» («Коммерсантъ», 22.01.2020).
В печати обсуждался вопрос о компенсациях пострадавшим. «Оперативно финансовую поддержку получили только те пострадавшие, кого госпитализировали после взрыва. Правительство Нижегородской области направило каждому по 100 тысяч рублей, администрация Дзержинска – по 50 тысяч рублей, «Ростех» – по 150 тысяч рублей». Однако удовлетворить всех пострадавших было очень непросто: «страховщик АО «СОГАЗ» не спешит с выплатами. Размер требований физических лиц вдвое превысил установленную договором страховую сумму. Соседние производства, которые задела взрывная волна, выходят с исками к предприятию. «Кристалл» надеется договориться с организациями, предъявившими претензии» («Коммерсантъ», 22.01.2020).https://pravda-nn.ru/articles/v-pozharnom-poryadke-vspominaem-samye-gromkie-chp-na-himicheskih-predpriyatiyah-nizhnego-novgoroda/