04.09.2020 Стать пожарным-спасателем непросто, бывает, что люди сворачивают с полпути. Армен Геворкян и Араик Акопян решили и вмести преодолели дорогу длиною в жизнь. Посвящается Дню спасателя.
Карине Арутюнян, Sputnik Армения
В далеких 1980-х двое друзей, Армен Геворкян и Араик Акопян, решили стать пожарными-спасателями и поступили в Харьковское пожарно-техническое училище МВД СССР. После окончания училища Геворкян поступил на работу в Гюмри, а Акопян - в Ереване. Спустя десятки лет их пути снова пересеклись, и сейчас оба работают в Министерстве по чрезвычайным ситуациям Армении.
Начальник управления МЧС Армен Геворкян (слева) и старший инструктор департамента пожарно-спасательной службы МЧС РА Акопян (3 сентября 2020). Еревaн
4 сентября в Армении празднуют день спасателя, и корреспондент Sputnik Армения побеседовала с двумя опытнейшими пожарными - начальником управления спасательных сил МЧС Армении Арменом Геворкяном и старшим инструктором отдела организации пожаротушения и проведения спасательных работ ведомства Араиком Акопяном. Оба проработали в этой сфере по 38 лет.
Кадр дня! Трогательный жест уличного музыканта в День армянского спасателя
Армен Геворкян рассказал, что выбрал эту профессию потому, что его старший брат был пожарным-спасателем. Он был вдохновлен примером и решил пойти по стопам брата.
"В 1985 году меня назначили начальником смены в пожарно-спасательной бригаде Гюмри. Через некоторое время меня уже нельзя было оторвать от этой работы. Более того, во время работ по ликвидации последствий землетрясения 1988 года я убедился, что выбрал правильную специальность", - отметил Геворкян.
За свою карьеру пожарный-спасатель повидал немало тяжелых случаев - смерти, крупные пожары, но труднее всего было работать именно в дни Спитакского землетрясения. По его словам, самое обидное заключается в том, что будь у них в 1988-м современная техника, они спасли бы намного больше жизней.
Однако Геворкян говорит, что спасатель никогда не избегает сложностей и ужасающих картин. За годы работы ожоги и травмы даже становятся обычным делом. Более того, поскольку график работы пожарных-спасателей непредсказуем, домочадцы привыкли к тому, что их подолгу не бывает.
Геворкян вспомнил, что в прошлом году в день рождения жены, когда уже должны были приехать гости, ему сообщили, что в Хосровском лесу вспыхнул крупный пожар. Геворкян отправился на место происшествия и провел там 2-3 дня.
"У меня двое сыновей. Они-то и заменяли меня на праздновании дня рождения жены. Ничего страшного, жена относится к этому с пониманием. Дома меня хорошо понимают – оба сына носят погоны", - отметил Геворкян, добавив, что в последнее время только отец ему говорит, что пора удалиться на покой.
Безумцы, шагающие прямо в пекло: отчего плакала мать пожарного-спасателя из Гюмри
Спасателю с многолетним стажем 57 лет, и он осознает, что однажды всему приходит конец, поэтому как только почувствует, что уже не хватает сил работать в системе, добровольно уйдет на пенсию и уступит место молодым.
Друг Геворкяна - Араик Акопян - также работает в этой сфере почти 40 лет. Он рассказал, что сначала решил стать юристом, но поскольку его отец дружил с отцом Геворкяна, а тот уже решил стать пожарным-спасателем, то вскоре передумал и поступил с другом в Харьковское пожарно-техническое училище.
"Бывает, что мы с Геворкяном вместе оказываемся на месте происшествия. Конечно, дружеские отношения помогают, поскольку понимаем друг друга с полуслова и очень быстро организуем все, что нужно. Такое было в 2013-м, когда вспыхнул пожар в "Спайке": мы тогда просто переглянулись, и обоим стало ясно, что надо делать", - вспоминает Акопян.
По его словам, работа пожарного его многому научила, но самое гласное – спасатель должен быть неравнодушным. Акопян говорит, что чувство ответственности и знания в их деле важны, но в то же время нужно быть сердобольным, ведь имеешь дело с человеческими жизнями.
Смелость – одно из важнейших условий для того, чтобы стать пожарным-спасателем, и это не просто красивое слово. Акопян рассказал, что было немало случаев, когда после сложных вызовов сотрудники писали заявления об увольнении.
Например, в 2018-м, когда в горном районе по пути от Маралика в Бардзрашен упал военный вертолет, спасатели работали на месте авиакатастрофы в ночное время суток. Когда рассвело, один из спасателей увидел, что ночью ходил по телам разбившихся членов экипажа (на телах погибших было множество вещей). Он вернулся с вызова и написал заявление об уходе.
Но в жизни пожарных спасателей происходят и весьма любопытные случаи. Акопян с улыбкой вспоминает, что одним из "самых ответственных" вызовов стало оказание помощи теще.
"Теща сломала ногу, нужно было отвезти ее в больницу. Я попросил сослуживца, приехали, отвезли ее. Главное, что теща осталась довольна", - говорит Акопян.
У старшего инструктора две дочери. Признается, что, исходя из своего опыта, не хотел бы видеть их в спасательной службе. Другое дело, если бы речь шла о сыновьях.
Двое друзей, Акопян и Геворкян, охотно делятся навыками и опытом с новичками, ведь сколько ни учись, все равно есть детали, о которых можешь узнать только в ходе многолетней практики.
Беседа с пожарными-спасателями прерывается из-за вызова, нужно спешить на место происшествия...
Читать далее: https://ru.armeniasputnik.am/society/20200904/24348429/Kogda-dovolna-ne-tolko-tescha-sudba-dvukh-druzey-stavshikh-pozharnymi-spasatelyami-v-Armenii.html