21.07.2020 Расследовательский проект "Важные истории", швейцарское общественное телевидение RTS и OCCRP обнаружили, что Международная организация гражданской обороны в Швейцарии, созданная в середине XX века, чтобы помогать разным странам бороться с катастрофами, в последние годы превратилась в источник обогащения для российских чиновников, в основном связанных с МЧС. С 2012 по 2018 год эта организация получила из российского бюджета почти 7 миллиардов рублей, или более $100 млн.
Издание пишет, что портфолио МОГО сегодня по большей части состоит из гуманитарных проектов, которые спонсировались из российского бюджета. При этом подавляющая часть денег за последние 10 лет была распределена между компаниями, связанными с чиновниками от МЧС.
По данным авторов расследования, за последние восемь лет Россия через эту организацию поставляла пожарные машины на Кубу, в Никарагуа и КНДР, моторные лодки в Армению, дома из быстровозводимых конструкций в Таджикистан и многое другое, что нужно спасателям по всему миру: от пожарных шлангов, насосов и перчаток до оборудования для учебных классов и пожарных вертолетов.
Бывший сотрудник МЧС рассказал журналистам, как устроены такие гуманитарные проекты. По его словам, просьбы о помощи поступают от государств-получателей напрямую в Россию. Затем их по поручению президента или правительства передают в МЧС, точнее, в специализированное агентство "Эмерком". Оно анализирует, сколько нужно денег, и предоставляет смету в Минфин, который делает взнос в МОГО. Эта организация, в свою очередь, закупает товары у российских поставщиков.
По данным издания, с 2001 по 2012 год агентство "Эмерком" возглавлял Олег Белавенцев, человек из ближайшего окружения Сергея Шойгу, министра обороны РФ. Белавенцев за годы работы в МЧС превратил гумпомощь разным странам в прибыльный для себя и своих подчиненных бизнес с миллиардными оборотами: с ним связаны три крупнейших поставщика в этой области. По подсчетам журналистов, окружение Белавенцева получило около 65% всех денег, уплаченных организацией коммерческим компаниям.
Как указывают журналисты, один из таких поставщиков – компания "Зарубежтехпромпроект" (ЗТПП), которую в 2006 году Белавенцев создал вместе со своими сослуживцами по "Эмеркому". В 2014 году основным акционером была дочь Белавенцева – Виктория Близнова (ей принадлежало 70% компании), еще 20% было записано на Галину Иванову (так зовут дочь Сергея Иванова из "Эмеркома"), 10% оставалось у бывшего бухгалтера "Эмеркома" Тамары Михайловой.
В 2008 году эта компания учредила производственное объединение "Мобильные системы" – оно производило перчатки для пожарных. ЗТПП также вошла в состав крупного производителя пожарных автомобилей "Спецтехника пожаротушения". А в 2010-м ЗТПП появилась среди собственников компании "Эмерком Демайнинг", которая занимается разминированием территорий и до этого входила в структуру МЧС. Все три компании получали контракты от МОГО.
"Гуманитарные проекты, разработанные "Эмеркомом" во главе с Белавенцевым, были будто специально написаны так, чтобы развивать бизнес, в котором Белавенцев имел интерес. Самые крупные контракты были связаны с поставкой пожарных машин (их получала "Спецтехника пожаротушения") и разминированием территорий (этим занималась "Эмерком Демайнинг")", – говорится в материале "Важных историй".
Компании Белавенцева, по данным издания, выполняли также работы, которые никак не связаны с основным направлением их бизнеса. Например, "Эмерком-Демайнинг" поставляла лекарства в Палестину, а в Гвинею – мобильные госпитали для борьбы с лихорадкой Эбола.
Еще одним крупнейшим поставщиком МОГО до 2012 года была компания "Импульсдиалог". Ее основатель и директор Жанна Славская была подчиненной Белавенцева в "Эмеркоме". По документам "Импульсдиалог" занимается торговлей сельскохозяйственным сырьем. Но по заказу МОГО она поставляла в Иорданию насосы, домкраты, гидравлические кусачки и другое аварийно-спасательное оборудование. Также компания получала контракты на помощь Абхазии, Армении, Камеруну и Кубе.
"Близкие Олегу Белавенцеву компании по сей день зарабатывают деньги на противопожарном оборудовании, но за это время он создал и новый бизнес, в очередной раз связанный с местом его службы. У компании ЗТПП много новых активов, и все они расположены в Крыму. В Симферополе ЗТПП принадлежит завод по промышленной обработке металлов. А компания "Золотая Ялта", созданная ЗТПП, приватизировала две гостиницы на берегу моря в Ялте", – сообщают журналисты.
С 2014 года и до недавнего времени МОГО возглавлял гражданин России Владимир Кувшинов. Зарплата Кувшинова, по их данным, в должности генерального секретаря в августе 2018 года составляла 2,3 миллиона рублей в месяц. Это примерно в полтора раза больше, чем зарплата генерального секретаря ООН. Вместе с Кувшиновым в МОГО трудился и его сын Алексей – в должности "ответственного за гуманитарные вопросы". Он зарабатывал около 550 тысяч рублей в месяц.
Некоторое время назад у Кувшинова начались проблемы, совпавшие с перестановками в МЧС России. В сентябре 2018 года в швейцарскую прессу попало письмо, подписанное подчиненными Кувшинова в МОГО: они обвинили его в кумовстве и сомнительных связях. Вскоре Кувшинов подал в отставку. В генеральном секретариате говорят, что бывший руководитель "потерял поддержку Москвы".
На генеральной ассамблее в апреле 2019 года действующим генеральным секретарем МОГО сроком на один год назначен алжирец Белькасем Элькетрусси. Россия поддержала его кандидатуру – при условии, что заместителем станет гражданин России Андрей Кудинов, еще один выходец из МЧС. Его полномочия были утверждены на шесть лет, до 2025 года. Сейчас Кудинов отвечает в организации за гуманитарные проекты. Он был принят на работу в МОГО еще при бывшем его главе Владимире Кувшинове, но смог наладить хорошие отношения и с новым руководством МЧС, которое недавно возглавил Евгений Зиничев.https://www.currenttime.tv/a/russia-mogo-corruption/30739748.html