01.06.2020 В рамках проекта #МЧСПомощьрядом мы продолжаем знакомить вас с теми, чья деятельность направлена на повышение уровня защищенности личности и общества от аварий и инцидентов на производстве. Сегодня мы поговорим об одном из структурных подразделений Университета гражданской защиты МЧС – о кафедре промышленной безопасности.
В университете МЧС обучение по направлению «Промышленная безопасность» впервые было открыто в 2010 году на факультете переподготовки и повышения квалификации Командно-инженерного института (ныне Университет гражданской защиты МЧС), а кафедра промышленной безопасности была создана в августе 2016 года в ходе реорганизации и создания современного учреждения высшего образования.
Вопрос о подготовке специалистов в области промышленной безопасности возник практически одновременно во всех странах постсоветского пространства и был обусловлен общими проблемами и факторами риска, оказывающими влияние на состояние промышленной безопасности опасных производственных объектов (ОПО) и потенциально опасных объектов (ПОО).
В начале нынешнего века специалистов с квалификацией «инженер по промышленной безопасности» не готовил ни один вуз в республике. Более того, такой специальности просто не существовало в общереспубликанском классификаторе. По инициативе Проматомнадзора (ныне Госпромнадзор) была открыта специальность переподготовки «Промышленная безопасность». Первый набор – это в основном инспектора Госпромнадзора, которым не хватало именно профильной подготовки, в то время как техническое образование и опыт практической работы были у большинства слушателей.
Со слов первого декана факультета переподготовки и повышения квалификации профессора кафедры Ольги Смиловенко, на начальном этапе было много сложностей.
– На всех межгосударственных семинарах и республиканских совещаниях звучал призыв «Надо учить инженеров всех технических специальностей промышленной безопасности!», «Нужны инспекторы, знающие особенности эксплуатации опасных производств!», но никто не знал, как надо учить промышленной безопасности. Коллеги-специалисты из сопредельных государств тоже не имели опыта в области обучения в данном направлении. На начальном этапе нам здорово помогал Госпромнадзор, так как своих преподавателей тогда не хватало. Иногда случалось, что лекцию выходил читать прямо из аудитории слушатель, являющийся в то же время начальником управления по какому-либо направлению надзора, – вспоминает Ольга.
Постепенно ситуация менялась: сформировался профессорско-преподавательский состав из числа работников кафедры пожарной и промышленной безопасности, управления защитой от чрезвычайных ситуаций Командно-инженерного института, появилось методическое обеспечение, обновилась учебно-лабораторная база и обучение промышленной безопасности вышло на новый уровень.
В 2016 году была открыта новая специальность «Пожарная и промышленная безопасность».
В настоящее время за кафедрой закреплено преподавание широкого перечня учебных дисциплин: инженерная графика, основы промышленной безопасности, техническая механика, материаловедение, теория сварочных работ и методы неразрушающего контроля, безопасность технологических процессов, промышленная безопасность, безопасность горного дела, экспертная деятельность в промышленной безопасности, безопасность перевозки опасных грузов, основы метрологии, стандартизации и сертификации и другие.
Специфика образовательной деятельности кафедры – это формирование профессиональных и специальных компетенций обучающихся на основе постепенного и последовательного освоения общеинженерных дисциплин.
– Уже около трехсот лет процесс подготовки инженеров по всему миру имеет единую структуру. На первых курсах преподаются фундаментальные науки, которые дают знания об общих законах и принципах мироустройства, затем изучают прикладные науки, которые объясняют действие фундаментальных законов природы (например, прикладная термодинамика, теоретическая механика, материаловедение, сопротивление материалов и т.п.), а в завершении вводятся специальные дисциплины, успешное усвоение которых и формирует квалификацию инженера в соответствующей области, – отмечает старший преподаватель кафедры Сергей Лосик. – Хочу особенно отметить, что такой «классический» подход реализован при подготовке специалистов на первой ступени высшего образования и в нашем университете, но формирование профессиональных компетенций инженерно-технической деятельности происходит путем реализации так называемого «модульного обучения», а уровень их сформированности оценивается при проведении комплексного экзамена.
На кафедре создана и успешно функционирует лаборатория неразрушающего контроля, которая оснащена современным оборудованием для визуального контроля, магнитной и ультразвуковой дефектоскопии сварных соединений в лабораторных, производственных и полевых условиях. Большая часть оборудования используется в учебном процессе при формировании у обучающихся 2 курса практических навыков и умений в области диагностики технических устройств и применения методик неразрушающего контроля для решения конкретных практических задач.
На старших курсах обучающиеся приступают к изучению специальных дисциплин, среди которых «Безопасность технологических процессов» является основой теоретической и практической подготовки работников, осуществляющих надзорно-профилактическую деятельность в области пожарной безопасности.
В обязательный курс подготовки обучающихся как на первой ступени, так и на уровне переподготовки входят выездные практические занятия, где всем предоставляется уникальная возможность ознакомиться с особенностями работы технологического оборудования, а также изучить применяемые технические устройства и организационные решения для обеспечения пожарной и промышленной безопасности.
Важным направлением кафедры является проведение учебных занятий на курсах повышения квалификации по направлению «Защита от чрезвычайных ситуаций», которое реализует доцент кафедры подполковник внутренней службы Павел Гоман. В рамках обучения руководители крупных предприятий, представители местных органов власти, организаций здравоохранения, министерств и ведомств и ряд других слушателей изучают тему «Промышленная безопасность».
Ежегодно кафедра проводит университетские олимпиады по инженерной графике, теоретической и технической механике, надзорно-профилактической деятельности (блок БТП).
Работники кафедры являются авторами более 60 запатентованных научных разработок, получены патенты Республики Беларусь, Российской Федерации, Евразийского патентного органа. Научная разработка преподавателя кафедры Сергея Короткевича «Разработка и модернизация конструкций цистерн пожарных автомобилей» была представлена в финале Республиканского конкурса инновационных проектов 2019 года в номинации «Лучший молодежный инновационный проект» и на Республиканском молодежном конкурсе «100 идей для Беларуси».
Традиционно работники кафедры принимают активное участие в выполнении научно-исследовательских работ в рамках проектов Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований.
Одним из направлений внебюджетной работы кафедры является осуществление экспертной деятельности. Так, два преподавателя кафедры являются аттестованными экспертами: майор внутренней службы Наталья Зайнудинова является экспертом-аудитором по подтверждению соответствия средств обеспечения пожарной безопасности по показателям пожарной безопасности строительных материалов и изделий; капитан внутренней службы Сергей Короткевич имеет сертификат компетентности по визуальному контролю в производственном секторе.
Заведующий кафедрой Виктор Бирюк считает, что такой огромный объем выполненной работы за такой короткий промежуток времени стал возможен только благодаря четкой и слаженной работе всего профессорско-преподавательского состава.
– Считаю, что главная ценность и достояние любого трудового коллектива – это люди, рядом с которыми ты ежедневно выполняешь поставленные задачи. Мне повезло, что на кафедре работают профессионалы своего дела, обладающие одновременно большим опытом, высокой квалификацией и простой человеческой порядочностью. Хочу отметить, что жизнь кафедры не ограничивается выполнением учебной нагрузки. Мы постоянно участвуем в обучающих семинарах и совещаниях с работниками Госпромнадзора и «производственниками», сами выезжаем на ОПО, участвуем в спортивных и культурно-массовых мероприятиях. У меня есть уверенность, что тот задел, который создан нашими преподавателями за несколько лет и тот потенциал, который есть у нашей молодежи позволяют с уверенностью смотреть в будущее и строить новые планы, – резюмировал Виктор Алексеевич. https://mchs.gov.by/glavnoe/310832/