16.05.2020 17 мая Латвийская Пожарно-спасательная служба отмечает свой 155-летний юбилей. В условиях пандемии, конечно, не будет никаких массовых торжественных мероприятий, но событие значимое, поэтому мы не могли оставить его без внимания. В честь праздника в этом году будут отмечены наградами 64 сотрудника Пожарно-спасательной службы Латгальского региона. 10 сотрудников будут отмечены значками «За образцовую службу».
Одному из спасателей будет досрочно присвоено очередное служебное звание, а также 9 сотрудникам вручат Почётные грамоты, 14 сотрудников получат Благодарности Государственной пожарно-спасательной службы и 30 спасателей получат Благодарности Бригады Пожарно-спасательной службы Латгальского региона. От всей души поздравляем сотрудников Пожарно-спасательной службы с праздником! Пусть будет у вас отменное здоровье и как можно меньше чрезвычайных ситуаций!
Накануне праздника мы побеседовали с майором Юрисом Борским, оперативным дежурным Пожарно-спасательной службы Латгальского региона.
– Юрис, расскажите, сколько лет вы уже посвятили Пожарно-спасательной службе?
– Приказ о моём принятии на работу пришёл 14 апреля 1990 года, то есть 30 лет назад.
– Что повлияло на ваше решение стать пожарным?
– Всё очень просто! Я пришел поработать сюда на месяца три. Я считал себя деловым человеком, у меня были какие-то планы, мечты. Закончив одно дело, я думал, что немного поработаю здесь, а потом буду дальше заниматься бизнесом. Пришёл на три месяца, а остался на тридцать лет!
– А почему остались? Ведь профессия пожарного – это тяжелая, страшная профессия?
– Всегда страшно то, что вы не знаете! Когда вы начинаете работать, понимаете, что ничего сверхъестественного здесь нет. Одно могу сказать, что люди сюда приходят не из-за денег! Сюда приходят, чтобы кроме денег, наверное, получать адреналиновое удовольствие. Это один из важнейших факторов, почему люди приходят в эту профессию.
– А как ваши родные относятся к вашему выбору профессии? Тогда, в девяностые, не отговаривали?
– Теперь уже говорят (улыбается), что, может быть, хватит?! Нет, родные не боялись, по крайней мере, никогда мне об этом не говорили. Что касается девяностых, то пожарная активность напрямую зависит от экономической, производственной активности, поэтому тогда производственные помещения тушили редко. Один из самых больших пожаров, которые мы тушили тогда, был пожар на заводе химического волокна. После него ты осознавал, что всё, что ты делал до того и на что едешь потом, всё это было чепуха!
– А свой первый рабочий день вы помните?
– Нет, первый свой день я не помню. Когда человек приходит к нам на службу, то вначале он обязательно проходит стажировку, первоначальное обучение. Ты приходишь, смотришь, начиная с твоего присутствия в коллективе и заканчивая с теоретическим материалом, который тебе надо изучить, ознакомиться с техникой, с системой работы.
– Вы тридцать лет посвятили Пожарно-спасательной службе. Какие изменения произошли в этой структуре за эти тридцать лет?
– Если сравнивать с девяностыми, то сейчас мы работаем на технике, которую мы могли только на картинке видеть. Сегодня мы оснащены, мы одеты, обуты. Да и отношение к пожарному было другое. Тогда мы работали сутки через трое, и никто не обсуждал с тобой, ты переработал или нет. «Иди и выполняй, не нравится – увольняйся!» Одежда, оборудование, средства защиты были примитивными. Сейчас и государство тратит на Пожарно-спасательную службу намного больше средств, а тогда были подразделения, где на 12 человек было три комплекта боевой защитной одежды. А сейчас на пожарном экипировка, которая стоит более 2 тысяч евро. Новый пожарный, когда приходит на службу, получает всю экипировку полностью.
Наша экипировка сейчас намного лучше, чем в большинстве стран Евросоюза. Самые большие изменения начались после 2006-2007 года. Мы стали получать современную технику. Технически мы шагнули намного вперед. Представьте, стоимость боевой пожарной машины от 200 тысяч евро, автомобиль с лестницей стоит от 400 тысяч евро. Это больше, чем стоимость какого-либо «Бентли» (улыбается).
Конечно, есть проблемы со зданиями. Необходимо реновировать помещения Пожарно-спасательной службы или даже строить новые. Это уже задачи следующего периода!
Для нормальной пожарной части нужно примерно 2 гектара земли, ведь нужно построить не только здание, но и обустроить спортивную площадку, так как пожарным нужно постоянно тренироваться, поддерживать свою спортивную форму. К тому же, пожарная часть должна быть расположена так, чтобы мы могли соблюдать регламентированное правилами Кабинета министров время прибытия Пожарно-спасательной службы на место происшествия. На каждой машине стоят регистраторы, которые фиксируют время прибытия, пишется всё, что происходит в радиообмене. Так что время прибытия мы стараемся всегда соблюдать.
– А само тушение пожара тоже фиксируется на камеру?
– Нет, но сегодня каждое происшествие несколько людей снимают на камеру, а потом выкладывают в Интернете. Вспомните, происшествие на Новом форштадте, когда женщина во время пожара выпрыгнула из окна девятиэтажного дома. Страшно то, что видео пожара было выложено в Интернет ещё до того, как поступил звонок в Пожарно-спасательную службу. Вместо того, чтобы звонить и сообщать о пожаре, люди снимали это на камеру!
– Мы уже говорили о трудностях вашей службы. А какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать современный пожарный?
– Первое качество – это, конечно, физическое здоровье. Но важно и психическое, эмоциональное здоровье. Есть такие происшествия, после которых эмоциональное потрясение настолько сильное, что человек не выдерживает, пишет заявление об уходе.
Майор Пожарно-спасательной службы Юрис Борский: «Люди сюда приходят не из-за денег!»
– Что сегодня входит в обязанности Пожарно-спасательной службы?
– Вызовов очень много, начиная от разбитого ртутного градусника в квартире и заканчивая снятием с пальца кольцa ( улыбается). Вы смеётесь, а вызовов с просьбой снять кольцо столько, что нам купили даже специальный инструмент с алмазным резцом. Для того, чтобы снять кольцо, конечно, очень жалко гнать экипаж с двадцатитонной машиной. Лучше пусть люди к нам сами приходят, а мы поможем!
Не считая пожаров, мы выезжаем на автоаварии, занимаемся спасением на воде, техногенными авариями и многими другими! Когда мы стали пожарно-спасательной службой, обязанностей у нас стало намного больше.
Но самое главное, что изменилось в работе нашей службы с начала девяностых, сегодня наша основная задача – это спасение людей. Тогда нужно было решать задачу любым способом. Сегодня задача нашей службы не только спасти пострадавшего, но и не допустить того, чтобы нужно было спасать спасающего. Это будет полным непрофессионализмом!
– А чем занимаются пожарные-спасатели, когда нет вызовов? Такие же моменты тоже бывают.
– Сегодня Пожарно-спасательная служба выполняет множество задач, для выполнения которых мы обеспечены различным техническим оборудованием. С появлением новой техники, появляется необходимость новых знаний, навыков. Поэтому каждый день у нас должны проходить 4 занятия для персонала. Не смотря на вызовы, занятия должны быть проведены! Наш персонал должен постоянно улучшать свои профессиональные навыки! Если ты занимаешься делом, которое может тебя убить, ты должен постоянно тренироваться! Это можно отнести и к нашей службе!
– Поступает вызов, что самое страшное для пожарного?
– Самое страшное – это гибель людей! Особенно гибель детей!
– Такие случаи в вашей работе были?
– Да, было. Это оставляет память на всю жизнь. Это трудно для любого нормального человека!
Занимаясь этой работой, ты невольно черствеешь. Но есть такие вещи, к которым невозможно привыкнуть. Был такой случай у меня, когда человек погиб в ДТП, звонит его телефон, а он уже мертв. Я вижу, что звонит его жена, и я должен ей сообщать о смерти мужа. Как можно ей сказать об этом? Эмоционально это очень тяжело! Ты работаешь годами, но привыкнуть к этому нельзя!
– Какие наиболее страшные происшествия в Даугавпилсе остались в вашей памяти за время вашей службы?
– Самое страшное – это пожар в газовом хозяйстве. Ситуация была настолько серьёзной, что уже начали эвакуировать людей из близлежащих девятиэтажек. Тогда газовые баллоны в воздухе летали.
Страшным был пожар на заводе химического волокна. Там был крутильный цех в середине главного корпуса.
– В чем сложность была этого пожара?
– Огромная площадь возгорания, два этажа, масса горючих материалов. Надо было работать внутри корпуса, когда от входной двери до места возгорания расстояние было примерно метров 100-150. Видимости не было. Приходилось работать в дыхательных аппаратах.
Наши люди работали и на крыше, только они ушли, и крыша под воздействием огня обрушилась.
Через всё здание корпуса проходил огромный технологический трубопровод, диаметром метр двадцать/метр пятьдесят. Эта труба обрушилась. Там тоже работали наши люди.
Просто счастье, что не было погибших! Для Даугавпилса это было серьёзное происшествие, все спасательные силы в тот день работали там.
Ситуация была настолько серьёзная, что один наш сотрудник просто отказался ехать на вызов. На следующий день он написал заявление об уходе. Это говорит о сильном эмоциональном воздействии нашей профессии на человека!
Кроме этого, наши сотрудники в 1989 году участвовали в тушении пожара на заводе химических удобрений в Ионаве, в Литве. Многие наши ребята тогда оказались в больнице, потому что получили отравление. Это была самая большая техногенная катастрофа в Балтии.
Когда были большие пожары вокруг Москвы, это было несколько лет назад, наши спасатели также ездили помогать в тушении этих пожаров. Тогда ещё мы не были так хорошо экипированы и, помню, с завистью смотрели на экипировку польских пожарных, которые также поехали туда.
– Расскажите о среднестатистическом дне пожарной части?
– Среднестатистический день Пожарно-спасательной службы Латгалии – это 30-40 вызовов, боевых и не боевых. Пиковые дни, когда горит старник, тогда бывает, что только пожаров может 80.
– То есть ваша работа, можно сказать, сезонная?
– Да, вызова зависят и от сезона. Меняется время года, меняется и категория вызовов. С началом отопительного сезона начинаются пожары в домах, часто из-за дымоходов.
Летом и в межсезонье много случаев спасения на воде.
Пришла веста, горит старник. В этом году старник начал гореть рано, уже с 15 февраля. А вместе с травой начинают гореть и здания, хутора, которые не используются. Какая-то бабушка подпалила траву в своём палисаднике, а через поле огонь перекинулся на хутор, куда хозяева приезжали только на лето. Другой пример, молодой человек хотел сжечь мусор за сараем, развёл костер. Загорелся сарай 150 квадратных метров, который сгорел за 15 минут. Огонь перекинулся на дом. Дом мы потушили, но он остался без крыши.
– То есть получается, что многие пожары или другие чрезвычайные происшествия случаются из-за человеческой халатности, глупости, что ли?
– Может быть, половина вызовов зависит от человеческого фактора! Красочный пример, молодой парень высыпал золу утром в пластиковый мусорный контейнер, который стоял возле хозпостройки, и уехал. В результате сгорела хозпостройка.
– Накануне праздника, что бы вы могли пожелать нашим горожанам?
– Ставьте датчики дыма! Это реально помогает во многих ситуациях. А если что-то случилось, вызывайте пожарно-спасательную службу. Мы приедем и спасём! http://www.grani.lv/daugavpils/116502-mayor-pozharno-spasatelnoy-sluzhby-yuris-borskiy-lyudi-syuda-prihodyat-ne-iz-za-deneg.html