23.04.2020 В Забайкальском крае ввели режим ЧС из-за лесных пожаров в Сибири. Там 21 апреля загорелся заказник «Цасучейский бор» на площади 730 га, огонь уже приблизился к населенным пунктам. Руководитель противопожарного проекта Greenpeace России Григорий Куксин объясняет — из-за теплой зимы пожары начались по всей стране уже сейчас, а сил на тушение стало, наоборот, меньше: из-за карантина волонтеры не могут помогать пожарным, да и сами пожарные брошены на дезинфекцию.
Если говорить про Сибирь, — в Алтайском крае +28°C, и ветер больше 10 метров в секунду, то есть условиях экстремальные. Если кто-нибудь что-нибудь поджег, то оно быстро разгорается. Для центральной России дополнительная проблема — это дефицит осадков в почве, потому что не было снега, он не растаял и не дал воду. И торфяники у нас в летнем состоянии. У нас сейчас столько воды, сколько должно быть в середине-конце лета. Любой открытый огонь на поверхности сейчас дает опасное развитие интенсивных очагов. Торф начинает тлеть, а воды для его тушения остается все меньше. Она пока есть, пока ситуация не безнадежная, но она уже тревожная — значительно хуже по всей стране в среднем многолетнем значении.
Очень сильно горят соседние области – Смоленская, Брянская и вся центральная Россия. Очень сильно горит Сибирь и Дальний Восток, Забайкалье сейчас «чемпион» в плохом смысле, и они сами себя подожгли. Очередной год, когда они, устраивая как бы «профилактику», профилактические выжигания, не смогли их удержать под контролем. Получается, что за государственные деньги они едут и поджигают, а вот сил, денег и техники, чтобы потушить то, что они как бы для профилактики подожгли, — у них нет. Все это превращается в лесные пожары, и дальше они их героически тушат.
Поэтому здесь вопрос не в волонтерах, а в глупости. Сейчас эти поджигания отменили, но они успели поджечь уже довольно большие площади, и они горят. Сейчас очень плохая ситуация в центральной Сибири – Омская, Томская, Новосибирская области и крупные города в дыму. Это негативно и на здоровье людей сказывается, особенно тревожит в связи с тем, что коронавирус поражает именно дыхательную систему. Дым, конечно, совершенно ни к чему в этих условиях.
Чита тоже сейчас в дыму. 100% этих пожаров — рукотворные, то есть ни одного природного пожара от молний не возникло. Нет их еще в этот период, у нас опасная грозовая активность будет значительно позже. Все это по вине людей, и не только из-за выжигания травы, имеют место и обычные хулиганские поджоги, поджоги на сельскохозяйственных землях, чтобы избавиться от леса, который у вас на сельхоз-земле. У нас безумная история с этими землями и их неопределенным статусом. Сейчас есть петиция на сайте Greenpeace за придание статуса этим лесам, чтобы хотя бы эту причину пожаров убрать.
Естественно, ограничены силы реагирования. Добровольцев гораздо меньше, чем должно быть в это время в силу самоограничений, карантинных мер, самоизоляции и так далее. У лесников тоже дефицит сил, в том числе в связи с удаленной работой, они могут выезжать только на пожары. Пожарные заняты сейчас, помимо тушения пожаров, еще и обработкой больниц, территорий, дезинфекцией, потому что они единственные, кто укомплектован нормальной спецодеждой и химзащитой. Так что горим мы сейчас сильно. https://theins.ru/news/215608