15.04.2020 Каждый российский культурный и исторический объект уже имеет свой индивидуальный план тушения огня на случай возникновения пожара, аналогичного тому, что произошел год назад в Соборе Парижской Богоматери. Об этом «ПолитРоссии» рассказал бывший спасатель Александр Старостин.
Ровно год назад, 15 апреля 2019 года, в одном из самых знаменитых соборов мира – Нотр-Дам-де-Пари – произошел разрушительный пожар. Во время пожара рухнул шпиль собора, каркас которого состоял из 500 тонн древесины, покрытых 250 тоннами свинцовых пластин. При высокой температуре свинец расплавился и частично испарился, став источником токсичного дыма. Помимо этого, огнем были уничтожены две трети крыши, сооруженные из дерева в XII – XIII веках, а также пострадала часть внутренних помещений. Ситуация осложнялась тем, что в конструкции собора было очень много деревянных частей, из-за которых Нотр-Дам вспыхнул буквально как спичка.
Тушением пожара занимались в общей сложности 400 пожарных, которые сумели погасить огонь лишь через 14 часов после начала возгорания. При этом, несмотря на все возникшие трудности в ходе тушения, некоторые эксперты начали обвинять спасателей в допущенных ошибках. Так, пожарных упрекали в том, что к собору они приехали лишь через 40 минут после начала пожара, а затушить огонь они пытались водой, что малоэффективно при большом количестве расплавленного свинца, а не азотом или специальным порошком.
Корреспондент «ПолитРоссии» связался с бывшим спасателем, исполнительным директором группы компаний «Пожарный центр» Александром Старостиным и выяснил у него, уместны ли все обвинения в адрес парижских пожарных, и существует ли единый регламент тушения огня на исторических и культурных объектах.
«Что касается общих правил, то законодательства разных стран очень сильно разнятся. И, скажем, законодательство во Франции и законодательство в России имеют много отличных друг от друга моментов. Мое личное мнение заключается в том, что французские пожарные в тот момент действовали грамотно и сделали все возможное. Я был на этом объекте уже после пожара и лично убедился, что они старались максимально сохранить это строение. Мы очень много общались по этому поводу с французскими коллегами, и лично у меня нет сомнений в том, что имеющимися у них средствами они сделали максимально возможное», – объясняет эксперт.
При этом в России каждый подобный уникальный объект имеет свой план по тушению пожара, который учитывает как особенности самой постройки, так и возможности спасательных бригад. Их разработка производится заранее, так что можно сказать, что российские культурные объекты уже защищены от того, что произошло с Собором Парижской Богоматери.
«Что касается российского законодательства и особенностей тушения аналогичных уникальных объектов, то в нашей стране на все подобные объекты разрабатывается план тушения пожара, в котором учитываются индивидуальные особенности каждого конкретного строения. То есть это не единые какие-то рекомендации, сводящиеся, грубо говоря, к тому, что все старое тушим только одним каким-то образом. Разрабатывается уникальный план тушения пожара для каждой постройки, который учитывает возможности местного гарнизона пожарной охраны и уникальность конкретного объекта», – рассказывает бывший пожарный.
Разумеется, тушение пожара на культурных объектах сопряжено с дополнительными трудностями, вызванными особенностями исторических построек, и все они также учитываются при разработке плана тушения пожара.
«Естественно, такие объекты являются зданиями очень старой постройки, в которых используются старые технологии. Зачастую они возводились во времена, когда не было противопожарных норм. Также некоторые из них в силу уникальности не обладают современными противопожарными системами в полном объеме – установить их зачастую невозможно чисто технически. Очень часто в конструктиве таких зданий многочисленные пустотные перекрытия, которые очень сильно осложняют борьбу с огнем. Естественно, и материалы, которые применялись тогда при строительстве, достаточно сложны в тушении», – объясняет Александр Старостин.
Ранее историк Григорий Миронов заявил, что Собор Парижской Богоматери будет обязательно восстановлен, потому что Нотр-Дам давно стал символом Франции, без которого сложно представить Париж и всю французскую культуру. https://politros.com/163522-pozharnyi-obyasnil-kak-zashisheny-istoricheskie-zdaniya-rossii-ot-povtoreniya-sudby-notr-dama