27.03.2020
Соревнования проводятся уже не первый год, и каждый раз, на каждом этапе спасателям приходится решать новые задачи. Основой для «легенды» становятся реальные дорожно-транспортные происшествия, причем не рядовые, а особой сложности.
- У нас были, например, утонувшие машины, был перевернувшийся автобус, с пострадавшими, - рассказывает начальник Аварийно-спасательного отряда № 2 Алексей Перминов. – На каждых соревнованиях по-разному, обычно это одна-две единицы техники, из которых надо извлечь пострадавших.
На сей раз один автомобиль, столкнувшись с бетонным блоком и перелетев через него, приземлился на крышу второго. В обеих машинах заблокированы травмированные пострадавшие.
Главное условие – полная реалистичность, словно участники соревнований находятся не на полигоне, а на месте реального ДТП. Тем, кто изображает зажатых водителей, можно почти все: поддаваться панике, задавать странные вопросы, плакать… Потому что спасатели не только извлекают человека из машины, они создают все условия, чтобы тот помогал им в работе. Здесь один из поражающих факторов – страх, с которым спасатель и пострадавший справляются вместе. Психологическая помощь на данных соревнованиях даже выведена в отдельную оценочную группу.
- Зажатых в машинах людей изображают профессиональные психологи, - комментирует Алексей Перминов, - которые в состоянии оценить, как спасатели работают с пострадавшими. Они могут кричать, отбиваться, просить о помощи, и спасатель должен быстро сориентироваться и ответить так, чтобы человека поддержать.
Поддержать, успокоить и призвать к терпению, так как извлечение из покореженного автомобиля – дело долгое. Автомобили-тренажеры разбирают как конструктор: перекусывают стойки, снимают двери, разбирают сидения. Все для того, чтобы аккуратно переместить пострадавшего на спинальный щит. Условия, напомним, приближены к реальности, осколок стекла или металла может нанести дополнительную травму, поэтому потерпевших защищают фанерными «лепестками» или накрывают одеялом.
Водителя из нижней машины извлекли в первую очередь, у нее подозрение на травму позвоночника. Во втором случае все действия приходится проделывать на высоте: и машина в паре метров над землей, и пострадавшего, не зафиксировав сломанные руку и ногу, вниз не спустишь. Спасатели справляются с комбинированными травмами, разместив щит прямо на багажнике машины.
Еще одним критерием оценки является ведение радиообмена. «Диспетчеру», роль которого исполняет один из участников команды, докладывается о проведении разведки и изменениях обстановки. На соревнованиях это помогает отточить навыки приема и передачи информации, привыкнуть к ее последовательности и логическому построению. При настоящем происшествии спасатель, даже если фраза прошла в радиоэфире с перебоями, по ее началу и концовке поймет, о чем идет речь.
В 1-м этапе соревнований за звание лучших боролась 31 команда. В реальности соревновательный элемент превращается в работу на опережение. Потому цель данных состязаний для спасателей – не только выявить лучшего, но и провести тренировку и приобрести опыт, чтобы опередить факторы, которые вне полигона могут быть гораздо сильнее команды-конкурента.
Ивашков В.Е. 8-926-649-29-90