03.02.2020
Год назад впервые ГКУ «УМЦ ГО и ЧС города Москвы» приступил к проведению профессионального обучения специалистов первой пожарно-спасательной мотогруппы по профессии «Пожарный».
Слушателям первой мотогруппы, сформированной из представителей пожарно-спасательных отрядов ГКУ «ПСЦ» в количестве 23 сотрудников, был предложен комплекс обучения, состоящий из 10 дисциплин: охрана труда, организация деятельности противопожарной службы, пожарная тактика, пожарная техника, пожарно-строевая подготовка, пожарная профилактика, газодымозащитная служба, первая помощь, безопасность жизнедеятельности и психологическая подготовка.
Преподавательский состав центра постарался расширить кругозор слушателей и организовал проведение занятий не только в аудиториях УМЦ, но и на базе Учебно-тренировочного комплекса ГКУ ПСЦ «Малино» в Зеленограде, а также ПСО-207 и ПСО-208, учебно-тренировочного комплекса «Апаринки», Московского пожарно-спасательного колледжа имени Героя России В.М. Максимчука и подразделений 28 отряда ФПС МЧС России по г. Москве (55 ПЧ, 58 ПЧ). Также проведены практические занятия на комплексе зданий ММДЦ (Москва-сити).
По завершении 14 недельного цикла обучения, довольно успешно пройдя испытания в виде практических зачётов, теоретических экзаменов по всем дисциплинам и по итогам ознакомительной практики, 12 февраля 2019 года учащиеся первой специализированной группы получили свидетельства установленного образца, которое обеспечивает допуск к выполнению всего комплекса работ, связанного с тушением пожара.
Подводя итог обучения слушателей, и первого года работы моторизированных групп в ПСО а также учитывая мнение руководства Департамента ГОЧС и ПБ столицы и ГКУ «ПСЦ», уверенно можно говорить – эксперимент удался!
Ранее сообщалось, что на базе пожарно-спасательного отряда № 214, что в 5 мкр Зеленограда в мае 2019 года была сформирована мобильная группа быстрого реагирования. Это специальное подразделение, укомплектованное мотоциклами класса турэндуро. Эти машины позволяют легко маневрировать в плотном потоке машин, не стоять в пробках, а также преодолевать препятствия и легкое бездорожье. Чтобы водители их пропускали, мотоциклы оборудованы световой сигнализацией и сиреной. Специалисты, которые одновременно являются и спасателями, и пожарными, и медиками, снабжены штатными кофрами со средствами связи, аптечкой, огнетушителем и минимальным набором спасательных инструментов».
Управлять таким мотоциклом гораздо сложнее, чем другим байком аналогичного литража: спасательные двухколесные машины возят с собой дополнительное оборудование большого веса. В частности, это аварийно-спасательный инструмент для разжима и резки металла. При помощи этого оборудования мотопатруль способен оказать первую помощь блокированным в результате ДТП людям. Также на мотоциклах имеются аптечки первой медпомощи – спасатели-универсалы способны помочь раненому до прибытия врачей скорой помощи. Вес каждого мотоцикла в полной экипировке составляет 480 кг, при этом вес таких мотоциклов без дополнительного спасательного снаряжения – от 300 до 350 кг. Несмотря на то, что мотоциклы способны развивать скорость до 200 км, их рабочая скорость 110 км/ч. Во-первых, на трассе есть ограничения, во-вторых они тяжелее. У работников мотопатруля специальная экипировка. В костюмы пожарной формы вшиты защитные элементы для спины, ног и рук, а также форма включает специализированный шлем пожарного, в котором стоит громкая связь, и в этом же шлеме можно работать во время тушения пожара. Основная цель создания мотогруппы заключается в том, что при пожаре значительно сокращается время прибытия первичного тактического подразделения на место происшествия. В среднем оно, в условиях мегаполиса, сокращается на 2-2,5 минуты – для пожара, где счет идет на секунды, это очень большое преимущество.
Конечно же, мотоциклы нужны службе спасения. Но они никогда не смогут заменить «тяжелую» технику там, где требуется выполнение более серьезных задач. Какими квалифицированными специалистами бы ни были байкеры-спасатели, им просто физически не увезти на себе и служебных мотоциклах всего того оборудования, которое может понадобиться. А на пожаре – тем более, так как у них нет запаса огнетушащего вещества, будь то вода, раствор пенообразователя, углекислота или порошок. Огнетушитель – это всего лишь первичное средство тушения пожара, которое поможет лишь при крайне малой площади возгорания, на начальном этапе развития горения. Поэтому «конёк» пожарных-спасателей на мотоциклах – это разведка и работа на ДТП, там спасатели-байкеры действительно могут выполнить поставленную задачу самостоятельно и в полном объёме.
Только в Зеленограде за время работы мотогруппа спасателей на мотоциклах выполнила 139 выездов, в том числе на патрулирование территории 129, на пожары 3, на ДТП 4. За это время спасен 1 человек, 3 раза оказана помощь населению, и более 500 раз проводились инструктажи о безопасном поведении на воде и правилах пожарной безопасности в летний период.
Применение мотогруппы позволило сократить время прибытия на место происшествия пожарных и спасателей, которые могут выполнять первоочередные работы и оказать помощь до прибытия основных сил и средств. Патрулирование осуществлялось по заранее определенным маршрутам на территории Зеленоградского административным округам Москвы и прилегающей к нему территории. Спасательные мотобайки оснащены первичными средствами пожаротушения, аварийно-спасательным инструментом, медицинским оборудованием для оказания первой помощи пострадавшим.
Поэтому с января 2020 года в целях повышения качества теоретической подготовки и практического обучения слушателей подготовлены помещения с необходимым оборудованием в ПСО - 213 учебно - тренировочного комплекса «Малино» в Зеленограде организовал обучение по профессии «Пожарный».
Департамента ГОЧСиПБ, Ивашков В.Е.