18.04.2005 Больше трех лет назад пожарных России переделали в "чрезвычайщиков" - честь, так сказать, оказали. Но это как посмотреть. "МЧС" - безусловно, звучит. И все же, если говорить об исторической значимости, то новомодная спасательная организация со своей раздутой славой, имеет бледный вид в сравнении с пожарной охраной, в прошлом году отметившей свое 355-летие.
Ну да ладно: переделали так переделали. Считать себя МЧС-никами пожарные, конечно, после этого не стали, однако вполне справедливо ожидали приобрести столь же привилегированное положение, как и все придворное министерство. Во всяком случае, уж повышения денежного довольствия, обновления боевой техники - точно. А их взяли и... обманули, самым бесцеремонным образом.
Планы государства либо изменились, либо они изначально не ориентировались на интересы рядовых огнеборцев. Второе почему-то кажется более реальным. В стране идет глобальная административная реформа. До людей ли тут?
Идея превратить каждый субъект федерации в нечто похожее на американский штат (а кажется, именно эта модель взята за образец), может, и не лишена смысла. Но поговорка "Семь раз отмерь - один раз отрежь" явно не русского происхождения. У нас, начиная с "перестройки", наблюдается стойкая традиция проводить все преобразования в стране махом, нам думать некогда. Что самое ужасное и антигуманное - население от реформ всегда страдает. О каком цивилизованном обществе, достижениях демократии можно тут говорить? Никто не заботится о том, чтобы обезопасить, застраховать людей от возможных потрясений.
Однако вернемся к пожарной охране. Какое ей готовят будущее? В ходе реформирования она, во-первых, должна уйти из федерального ведомства в региональное, а во-вторых, перестать быть "военизированной" организацией. Вряд ли найдутся у нас в области здравомыслящие люди, которые скажут, что после этого боеспособность пожарных подразделений останется на прежнем уровне. Осуществить задуманное планируют с 2005 по 2008 год.
Однако в регионах, как водится, встали во фрунт и самозабвенно начали ломать старую систему заранее. Что пришлось пережить пожарным за время своего существования в официально новом качестве и каково сегодняшнее положение дел, мы попытаемся проследить на примере нашей области и отряда государственной противопожарной службы по Приморскому району (ОГПС-20).
С ЧЕГО НАЧАЛОСЬ
Раньше было все просто: в оперативном подчинении отряда находились все пожарные части на территории района, он осуществлял руководство их действиями, ведал вопросами профессиональной подготовки и тренировки, а также вел профилактическую, инспекционную работу, проверял соблюдение правил и мер пожарной безопасности.
Поначалу, когда пожарная охрана стала падчерицей "несовершеннолетнего" МЧС, особых перемен никто не почувствовал, но они были не за горами. Сначала, 1 октября 2003 года, одним своим приказом главный ГОЧС-ник области упразднил региональное управление Государственной противопожарной службы, все должностные лица бывшего УГПС были переназначены на должности в Главное управление ГОЧС (структурное подразделение ГУ МЧС по Архангельской области).
Кстати, тут же возникла одна очень существенная для пожарных проблема: потеряв аббревиатуру "ГПС" в наименовании должности они чуть было не лишились права на пенсионное обеспечение по окончанию срока службы. У "малолетки" МЧС своего пенсионного фонда нет, а МВД, под крылом которого многие годы находилась Государственная противопожарная служба, не могло больше обеспечивать вышедших на заслуженный отдых огнеборцев, по-новому - ГОЧС-ников, подчиненных "чужого" ведомства. К счастью, помог суд - единственная защита "униженных и оскорбленных".
Вскоре после первого скороспелого приказа поступил второй: в срок до 30 апреля 2004 года (как раз ко дню 355-летия пожарной охраны) утвердить у руководителей муниципальных образований Уставы вновь созданных управлений ГОЧС (вместо отрядов Государственной противопожарной службы), с переназначением на должности.
Хотя муниципальные власти не входят в систему государственной власти и по закону не имели права выполнить такой приказ, УГОЧСы были созданы. Кстати, в нашем районе аж 27 января 2004 года. Из ОГПС-20 родилось два подразделения: УГОЧС и отдел Государственного пожарного надзора.
В начавшихся переменах огнеборцы не увидели ничего хорошего для себя. Несмотря на то, что их неоднократно уверяли, что в ходе реформирования никто ничего не потеряет, россияне не привыкли доверять своему правительству. И, прямо скажем, небезосновательно. Испугавшись перспективы "пролететь" мимо заслуженных потом и кровью государственных гарантий и привилегий, многие поспешили уволиться по сокращению, а кому не хватило до минимальной пенсии - со страхом ждали развития событий.
28 июня 2004 года Северо-Западный региональный центр МЧС выдает приказ N 180, отменяющий по сути предыдущее распоряжение о создании УГОЧСов. Всего за два дня (до 1 июля) приказано привести в строгое соответствие с законодательством все учредительные документы отрядов Государственной противопожарной службы.
Что (или кто) заставил МЧС-ников вдруг вспомнить о законе -неизвестно, но, видно, тряханули их хорошенько, раз возвращение "взад" отрядов Государственной противопожарной службы происходило в режиме ошпаренной кошки. В Приморском районе вновь (параллельно с "надзорным" отделом) был создан ОГПС-20. Но просуществовал он недолго, всего до 1 января нынешнего года, официального начала реформирования пожарного ведомства.
И вот сейчас, когда, казалось бы, перемены должны повалить валом, реформа затихла (или притаилась). Видимо, наворочено уже немало, и теперь настал момент "переварить", подвести некоторые итоги, определиться, куда двигать дальше. Подведем их и мы.
ЧТО ИМЕЕМ СЕГОДНЯ
Утвержденное Указом президента России N 868 от 11 июня 2004 года Положение об МЧС обосновало передачу функций государства (собственно МЧС) по обеспечению противопожарной защиты российских территорий (то есть содержание зданий, техники, оборудования, выплату денежного довольствия личному составу) субъектам федерации и муниципалитетам. Под государственной опекой остаются лишь крупные объекты федерального значения.
Приказ МЧС N 353, вышедший следом, с 26 июля 2004 года упразднил Главное управление государственной противопожарной службы (основного законного руководителя пожарной охраны России). Регионам было предложено в целях успешной самостоятельной борьбы с огнем создать свои региональные управления, которым будут подчиняться все пожарные подразделения областного значения.
Что и было сделано (куда деваться?) с приходом нового, 2005 года, когда заработал всем известный закон N 122, внесший изменения во многие законодательные акты, в том числе и в ФЗ N 69 "О пожарной безопасности".
Нововведения разделили пожарную охрану на федеральную, региональную, муниципальную, частную, ведомственную и добровольную. В области был создан новый административный орган - Управление государственной противопожарной службы и гражданской защиты администрации Архангельской области. Покамест оно находится на фазе организации и как следует еще не заработало.
В ведение этого управления (в плане содержания, прежде всего) попадают "региональные" пожарные части. То есть все, кроме СЧ-12, ПЧ-2, СЧ-17. Они остаются "федеральными" однако, очевидно, их не минует сокращение штатов, ведь объектов федерального значения, которые они должны теперь в случае пожара тушить, не так много.
Все пожарные "региональных" частей со временем станут (и уже по России становятся) гражданскими работниками. Потеря погон автоматически на несколько лет отодвинет для огнеборцев пенсию, лишит льгот, главная из которых - жилищный сертификат. Кстати, с 1 января, пожарные, как и другие льготники, больше не ездят в общественном транспорте бесплатно.
Теперь что касается конкретно Приморского района. У нас остался отдел государственного противопожарного надзора, имеющий федеральное подчинение. Из названия ясны и его функции: это надзор за исполнением правил и мер пожарной безопасности, профилактика возникновения пожаров. Практически каждый сотрудник приморских пожароохранных органов за последнее время "посидел" на нескольких должностях различных "новообразований".
Причем, можно сказать, не вставая с места (так как месторасположение всех этих структур, заменивших (заменивших ли?) отряд Государственной противопожарной службы, остается прежним - Набережная, 68, никто новых отдельных помещений для них не выделял).
Что касается муниципальной структуры, то в администрации нашего муниципального образования создан комитет ГОЧС и пожарной безопасности, из двух человек. Они на местном уровне занимаются вопросами гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе и от пожаров. Например, вместе с представителями ОГПН входят в состав районной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечения пожарной безопасности МО "Приморский район".
Муниципальные пожарные части (их у нас две, в Боброве и Заостровье), а также пожарные команды (в Вознесенье, Ластоле, Пустоши) содержатся из бюджета района - на каком уровне находится это содержание уточнять, наверное, излишне. А оперативно они подчиняются Центру управления силами, подразделению регионального МЧС. Хитрое МЧС, "скинув" с себя проблемы организации пожаротушения, содержания пожарных частей, по соглашению, заключенному с администрацией Архангельской области, оставило за собой "оперативное управление силами и средствами, руководство деятельностью единых дежурно-диспетчерских служб...", а также контроль за "надлежащим осуществлением части переданных (областной администрации. -Ред.) полномочий".
Пахнет двоевластием, которое добавит неразберихи.
На счет двух частей (ПЧ-64, ПЧ-71), не муниципальных, но находящихся на территории Приморского района и раньше подчинявшихся ОГПС-20, поговаривают, что региональная власть рассматривает идею перевода их в городской отряд. Таковых сейчас три, но, возможно, сделают один (если свершится, снова жди сокращений?). Сотрудники приморского отдела ГПН считают, что это не очень разумный выход. Все- таки город городом, а район, хоть и пригородный, это отдельное муниципальное образование. На их взгляд, чтобы охрана от огня была более эффективной, Приморье, наряду с государственным надзорным органом, должно располагать своим пожарным отрядом -теперь в составе областного Управления. Что ни говори, а ностальгия по ОГПС-20 крепка.
Итак, реформа пожарной охраны "притаилась", но вряд ли почила всуе. Ее продолжения ждут. Кто с беспокойством, а кто и с тревогой. Противопожарная защита населения всегда считалась первоочередной государственной задачей, пожарная служба была в почете. Теперь в почете другие, а статус пожарного опущен ниже некуда, их рисковая служба, требующая немало мужества, перестала считаться боевой. Говорят, огнеборцев хотят еще в довесок заставить заниматься спасением на воде. А что? Золушка ведь все успевала: и прибрать, и розовые кусты посадить, и зернышки рассортировать.
При этом грозят отобрать погоны, а следовательно, и заслуженные постоянным риском для жизни льготы. Неужели после этого кто-то полезет в пекло?.. Нынешние полезут - долг и честь, слова, произнесенные под присягой, - так легко из себя не выбьешь. Разве возможно в одночасье стать равнодушнее, осторожнее, начать думать лишь о собственной безопасности (как предписывает трудовое законодательство)?
А вот как будут выполнять свои обязанности люди этой профессии в будущем, станут ли они рисковать собой ради спасения чужих жизней - вопрос, на который почему-то не хочется отвечать./arhpress.ru/