20.12.2019 Поднять что-то или кого-то на вертолет иногда бывает сложно, практически невозможно. В биографии 25-летнего Калеба Карра это обстоятельство сыграло трагическую роль — в горах его инструктор не получил вовремя медицинскую помощь и погиб. Спустя годы Карр и его партнер, инженер Дерек Сикора создают системы подъема на вертолеты с хорошими коммерческими перспективами
Когда Калебу Карру было пятнадцать, он проходил обучение как доброволец в поисково-спасательном отряде на горе Ларч в северном Орегоне. Однажды у его инструктора случился сердечный приступ. Чтобы доставить пострадавшего в больницу, прибыл вертолет «Черный ястреб», но ветер слишком сильно раскачивал спасательную люльку, чтобы ее можно было поднять через густой лесной покров. Инструктор погиб на горе. Карр всегда помнил об этом.
Еще в вузе Карр пропускал занятия, часами исследуя, как сделать более стабильной систему подъема грузов в вертолетах, которую используют повсюду: от спасательных операций до доставки товаров. В конце концов, он и его бизнес-партнер Дерек Сикора нашли решение в виде мощных лопастей и датчиков движения, которые прикрепляются к нижней части вертолетного подъемника. Так пилоты могут лучше контролировать ситуацию, а сильные колебания, вызванные погодой или человеческим фактором, смягчаются.
Теперь компания Карра и Сикоры Vita Inclinata (в переводе с латыни означает «жизнь в движении»), расположенная в Блумфилде, штат Колорадо, привлекла $10,7 млн от инвесторов, в числе которых японский торговый гигант Kanematsu. Кроме того, компания договаривается о контрактах на $150 млн с несколькими мировыми военными поставщиками. Успех Vita Inclinata принес двадцатипятилетним Карру и Сикоре место в американском списке Forbes «30 до 30» в категории «Производство и промышленность». «Мне нравится то, что мы делаем, — говорит Карр, гендиректор компании. — В поисково-спасательных работах я очень быстро понял, что уже завтра ты можешь быть мертв, так чем же ты займешься сегодня?»
Карр любит говорить о том, что миссия компании — спасать жизни, и его, кажется, удивляет тот факт, что он управляет бизнесом. Сын иммигрантов из Новой Зеландии, он еще подростком начал заниматься поисково-спасательными работами и был пожарным-добровольцем в городе Портленд. «Я хотел прыгать с вертолета или быть космонавтом, — говорит предприниматель, чей рост — около 1,95 м. — Я был слишком высоким, чтобы стать летчиком-истребителем».
Когда Карр поступил в колледж, он рассказал преподавателю физики Рэндаллу Тэггу о том, как его друг умер у него на глазах на горе, и Тэгг спросил, почему бы ему не сделать так, чтобы такие ситуации больше не повторялись. Карр изучал биофизику, планировал поступать на факультет медицины, и ему было всего 18 лет. Онн был общительным и быстро собрал группу студентов, которые хотели изучать сенсорные системы и моторы. «Он взялся за дело как сумасшедший», — говорит Тэгг. Команда Карра, собранная из первокурсников, не просто искала ответы сама. Карр организовал встречу в Исследовательском центре Эймса при НАСА, чтобы узнать больше от экспертов.
Команда Карра придумала рельсовую систему, которую можно было установить на борту вертолета, чтобы компенсировать его колебания в воздухе. Команда пыталась использовать и систему зависания вертолета. «Обе идеи были абсолютно дурацкими, — говорит Карр сегодня. — Ситуацию ухудшало то, что у нас не было инженерного образования». В марте 2016 года Карр представил идею с рельсами на трех бизнес-соревнованиях и проиграл их все. Но он продолжал искать выход.
Компания окончательно сформировалась, лишь когда Карр познакомился с Сикорой. Тот заканчивал колледж и работал инженером в Pathfinder Systems, которая поставляет программное обеспечение и оказывает услуги по проектированию систем в военной и промышленной сферах. В конце 2015 года Сикора подал резюме через Университет Колорадо на неоплачиваемую позицию стажера в Vita. Ровесник Карра, Сикора располагал серьезными техническими знаниями: его семья основала военного подрядчика Progeny Systems, и во время учебы в колледже он работал над военными вертолетами в Pathfinder.
В течение нескольких месяцев Карр реорганизовал компанию так, чтобы Сикора стал сооснователем и техническим директором Vita. Им принадлежат равные доли в бизнесе. «Еще на собеседовании я понял, что у меня было то, что им нужно, даже если они сами еще этого не знали, — говорит Сикора. — Они просто искали кого-то, кто им поможет».
Сикора вдохнул новую жизнь в технологию Vita. Вместе с несколькими другими инженерами он работал в своем гараже в Денвере по ночам и выходным. «Это было лучшее время, — вспоминает он. — Гараж был рассчитан на одну машину, поэтому там было тесновато. Я выкатывал машину на улицу, там шел снег, и в три утра мне приходилось чистить машину и снова загонять ее в гараж — полный восторг».
Сикора знал из прежнего опыта работы с военными, что, какое бы решение они ни нашли, это должно быть съемное дополнение к конструкции вертолета. Только в этом случае был шанс, что проект не завязнет в многолетней бюрократии из-за попыток изменить дизайн «Черного ястреба». Кроме того, он считал, что рельсовая система не сработает, потому что с ней вертолет станет намного больше и тяжелее — а это повышает риск нестабильности и возможных аварий. Вместо этого он задумался, как лопасти создают тягу. Когда он летал на самолетах, он смотрел из иллюминатора на турбины и рисовал наброски на салфетках. «Система стабилизации груза создана с нуля, — говорит он. — Сам по себе алгоритм очень сложен, потому что вы фактически пытаетесь разместить две точки в пространстве относительно друг друга, не зная, где находится вторая».
На протяжении 2018 года Сикора и его команда пытались создать новое устройство, а Карр подталкивал их работать быстрее. Ни один из них не получал зарплату от Vita, которая немногим более года тому назад была скорее идеей, а не бизнесом. «Весь 2018 год мы пытались построить устройство стоимостью в $10 000 из китайских вентиляторов и пластика. Такая черная коробка с красными лопастями», — рассказывает Карр. Усилия окупились.
Летом 2018 года Vita продемонстрировала устройство на авиашоу EAA AirVenture Oshkosh, где собрались 600 000 поклонников авиации. В ноябре они провели первый успешный полет с прототипом их системы стабилизации грузов на четырехместном легком вертолете Robinson R44.
Vita добилась прорыва прошлой зимой, когда была принята в бизнес-акселератор Air Force Accelerator Powered by Techstars и получила около $50 000 от AFWERX, инновационного подразделения ВВС США. Получив одобрение от военных, Vita скоро заключила контракты на $6,3 млн с Минобороны США и смогла начать переговоры с военными поставщиками и другими компаниями.
Сейчас Карр и Сикора нацелены на сотрудничество с клиентами, которые работают с буровыми вышками, строительными кранами и другими опасными объектами. Первый прототип Vita мог стабилизировать груз до 68 кг, однако нынешняя система компании позволяет работать уже с грузами до 4535 кг, а новая версия, разработанная специально для кранов, позволяет контролировать до 9070 кг. Уоррен Кац, управляющий директор Air Force Accelerator, полагает, что объем коммерческого рынка в целом может составлять до $25 млрд и более, а значит, Vita станет успешным бизнесом, если сможет ухватить хотя бы малую его долю. https://www.forbes.ru/biznes/388837-kak-neschastnyy-sluchay-pomog-amerikancu-k-25-godam-sozdat-kompaniyu-kotoraya-vstupila