25.11.2019 Ежедневно новосибирская подземка перевозит 230 тыс. пассажиров. «Пиковая» нагрузка — 33 тыс. человек в час. При возникновении чрезвычайной ситуации — аварии, пожара, теракта — каждый пассажир становится «заложником», потому что не может самостоятельно эвакуироваться из тоннелей и станций. Чтобы обеспечить безопасность, новосибирский метрополитен оснащает вагоны поездов современной системой пожаротушения.
Опыт эксплуатации метрополитенов, которые имеют разветвленную сеть подземных сооружений с размещенными в них электротехническими устройствами, свидетельствует об их высокой пожарной опасности. Причем, оперативно отключить электрооборудование и кабельные сети невозможно — пострадает энергосистема города. За 2 минуты можно снять напряжение только с контактного рельса.
«Тушение пожаров в метро осложняется их сильным задымлением, удаленностью от поверхности, большим количеством кабельных сетей и электрооборудования, наличием вентиляционных потоков и массовым скоплением людей. Наша приоритетная задача — обеспечить безопасность пассажиров и сотрудников метрополитена», — говорит начальник отдела ведомственной пожарной охраны Новосибирского метрополитена Анатолий Векшенков.
Для предотвращения инцидентов, опасных для жизни и здоровья пассажиров, на каждой станции Новосибирского метрополитена смонтирована современная система оповещения и управления эвакуацией людей. Система противопожарной защиты Новосибирской подземки построена на базе оборудования предприятия «Болид». Это автоматическая пожарная сигнализация, охранная сигнализация, автоматическое пожаротушение, система оповещения и управления эвакуацией людей. «Болид» определяет точное место возгорания, оптические датчики реагируют на изменение прозрачности воздуха, температурные датчики срабатывают при определенном уровне температуры, датчики пламени реагируют на инфракрасные или ультрафиолетовые излучения предметов с повышенной температурой поверхности. В настоящее время в метро завершен очередной этап комплексного усиления противопожарной защиты станций.
«Систем дымоудаления на станциях метрополитена нет, — говорит Анатолий Векшенков. — В случае задымления станционные тоннельные вентиляторы включаются в противопожарный режим, обеспечивая приток свежего воздуха. Тоннельная вентиляция может работать, как на „приток“, так и на „вытяжку“. Для усиления противопожарной защиты на трех станциях метрополитена — „Золотая нива“, „Березовая роща“ и „Маршала Покрышкина“ смонтированы системы противодымной защиты, которые подают с поверхности чистый воздух в кассовые залы станций».
Кроме того, особое внимание предприятие уделяет пожарной безопасности подвижного состава — вагонов метро. Несколько лет назад в Новосибирском метрополитене начали применять автоматическую систему обнаружения и тушения пожаров «Игла». Она состоит из тепловых датчиков и самосрабатывающих порошковых огнетушителей. Причем огнетушители могут срабатывать как от сигнала датчика, так и по команде машиниста поезда.
Этой системой сегодня оборудовано 32 вагона метро — это 8 из 26 составов. До конца 2019 года запланировано смонтировать систему еще в четырех вагонах метрополитена. https://tayga.info/150346